На севере Красноярского края, в Эвенкийском районе находится большое озеро Ессей, на берегу которого расположено одноименное село, где проживают якуты. Согласно официальным архивным данным, первые переселенцы из центральной Якутии попали в эти места в XVII веке.
В селе сегодня проживают около тысячи человек, и все они — саха, по национальности, языку и обычаям. До ближайшего населённого пункта, поселка Тура — 400 километров, до Красноярска — 600. Добраться можно двумя путями – воздушным(на вертолете) и по зимнику. Интернет и мобильная связь появились в селе чуть более пяти лет назад.
Наш гость Дмитрий ЭСПЕК, ныне покровчанин, выпускник Школы олимпийского резерва г. Якутска, мастер спорта Якутии по хапсагаю, родился и вырос в якутском селе Ессей.
Родовые фамилии
— Меня часто спрашивают: что это за фамилия — Эспек, какой ты национальности? И когда говорю: я саха, и фамилия моя якутская — не верят. На самом деле у нас в селе у всех родовые якутские фамилии: Эспек, Осогосток, Чорду, Маймага, Бэти, Ботулу. По названиям наслегов Якутии, откуда родом были первые ессейцы. Это наслеги из Намского, Верхневилюйского, Усть-Алданского и других районов.
— Дмитрий Владимирович, ваш ессейский якутский язык как-то отличается от того, на котором говорят здесь, в Якутии?
— Да. Для меня это было неожиданностью, если честно. Я приехал в Якутию подростком, учился здесь в спортивной школе-интернате. И общение на первых порах было осложнено тем, что некоторые якутские слова были незнакомы. Мы говорим в основном на старо-якутском наречии…
— Обычаи тоже отличаются?
— Скорее нет, чем да. Также устраиваем ысыах, осуохай. Разве что привнесли в спортивные состязания элемент нашей жизни на Севере — кто дальше забросит мауты-арканы. А в общем так же играем на хомусе, увлекаемся хапсагаем.
— А в школе преподавание на русском?
— И на якутском. Честно признаюсь, до недавнего времени мне было очень сложно общаться на русском языке, так как и в школе, и в семье все общение на якутском. Сегодня я говорю вполне сносно, но не идеально.
Озеро — источник жизни
— Наши предки не случайно выбрали место рядом с озером Ессей. Это огромное озеро овальной формы площадью примерно 50 на 30 километров. В него впадает пять речек, а вытекает всего одна — Сикэй Сээн, не замерзающая зимой даже в самые низкие температуры. В озере обитают сиг, чир, хариус, таймень, пелядь, карась. А в окрестностях озера соболь, дикие олени, разная дичь. Сегодня население живёт в основном охотой и рыбалкой.
— То есть домашних оленей не разводите?
— Когда-то оленеводство было развито, но затем, как говорят старики, «дикари» (дикие олени — авт.) стали уводить домашних оленей, заражали их различными болезнями. Так постепенно оленеводство сошло на нет.
Взаимовыручка на краю Края…
— Оторванность от «большой земли» сказывается на образе жизни ессейцев?
— Проблематично то, что нет современной медицинской помощи. Да, врач и фельдшер в селе есть, но в сложных ситуациях помогает только санавиация. Конечно, время от времени к нам прилетает десант медиков…
Продукты у нас дорогие, не только овощи, яйцо, но и растительное масло. У нас не разводят кур и не выращивают свои овощи. Во время весенне-осенней распутицы один раз в неделю летает вертолет Ми-8. С середины января до середины апреля открывается зимняя дорога для грузовых машин большой проходимости.
Знаете, этот обособленный образ жизни сказывается на характере людей. Сейчас я говорю о взаимовыручке. Испокон века у нас принято делиться большей частью добытого на охоте и рыбалке с одинокими, пожилыми, больными людьми. И этот обычай в силе и сейчас. Допустим,охотник добыл 5-6 оленей, себе он оставляет только одного, остальное раздает.
Из оленьих камусов женщины шьют рукавицы, чехлы для ружей, обувь, обивают лыжи. Причем обувь — не традиционные сегодня здесь унты, у нас они без подошвы. В такой обуви охотиться легче.
«Когда-то я вернусь…»
— В Ессее сейчас живут моя мама, сестра, старший брат Анатолий, выпускник Якутского колледжа культуры, сейчас он работает в клубе села Ессей, преподает детям уроки игры на хомусе, алгысчыт.
Сам я в Якутии уже более десяти лет. Женился, у меня двое детей. Сейчас мы с супругой живем в городе её детства — Покровске, здесь больше возможностей для развития моих детей, современные школы, медицина, спортивные объекты.
Был на родине в июле этого года, на празднике, посвящённом 395-летию села Ессей. Мой народ очень трудолюбивый и жизнестойкий. Наши предки, ушедшие в эти края почти 400 лет назад,сумели сохранить первозданный язык своего народа, его традиции и обычаи. Теперь это должны сделать мы. Значит, когда-то я вернусь в родное село…
Мари АРС.
Фото из личного архива Дмитрия Эспека.