Как облегчить труд селян: октемские лицеисты разрабатывают современные технологии

Современные технологии уже плотно вошли в нашу жизнь, IT-индустрия развивается. Ещё 30 лет назад первый президент республики Михаил Николаев, вглядываясь в будущее, говорил о том, что социально-экономическое развитие республики будет неразрывно связано с внедрением в сфере производства новых технологий.

Сегодня большинство хозяйств агропрома республики работают по старинке: в совхозных коровниках навоз вывозят ручным способом Из современного разве что автодоилки и сенокосная техника. При таком оснащении производства молодёжь неохотно идёт в агропром.

Ситуацию может переломить широкое внедрение современных технологий. Для этого необходимо наладить тесную кооперацию научных и образовательных учреждений с предприятиями агропрома. В августе 2023 года на втором инвестфоруме «Территория развития местного производства», поддержанного главой республики Айсеном Николаевым, Октемский лицей произвёл настоящий фурор, представив выставочный вариант беспилотного малогабаритного гусеничного транспорта «Тиэй-Тас». Новую разработку презентовали директор созданного при школьном технопарке лицея ООО «Три долины» Валерий Суздалов и инженер-программист предприятия Ирина Охлопкова.

Мы решили приоткрыть завесу школьного технопарка, и у нас получился очень содержательный разговор о путях внедрения в сельское производство новшеств, разработанных школьниками.

«Тиэй-Тас» наращивает мощность

Мы изучаем возможности внедрения малогабаритных видов транспорта, как «Тиэй-Тас», в наших северных условиях совместно с лабораторией интеллектуальных технологий “Линтех” инновационного центра «Сколково». В данное время испытываем этот аппарат в качестве доставщика из пункта А в пункт Б. Наша цельдобиться, чтобы аппарат достигал конечного пункта без сопровождения человека. Например, он должен доставить продукты или какой-нибудь груз из дома до охотничьей избушки. Созданный аппарат необходимо усовершенствовать в плане автоматики, технических характеристик, системы питания и т.д. Работы ещё много, но, конечно, есть нехватка финансов, — говорит Ирина Охлопкова. 

Как пояснила инженер-программист, для того чтобы не потерять аппарат в пространстве,необходимо создать автономную систему навигации, для чего октемские разработчики изучают архитектуру нейронных сетей и примеры их использования. «К примеру, есть в южных регионах роботы с автономной системой, где в основе лежат нейронные сети, которые помогают им передвигаться самостоятельно, без участия человека. Нейронная сеть, изучив множественные фотографии, сохранившиеся у него в дата-сетах, определяет маршрут движения от пункта А до места назначения. Изучаем также формулы кратчайшего пути, которые используются в роботах», — рассказывает инженер-программист.

«Наш малогабаритный гусеничный транспорт универсальный. Его можно использовать в качестве снегоуборщика, для перевозки грузов, того же навоза и т.д. Малый размер аппарата является его преимуществом в передвижении по коровнику, складу или сараю. Он рентабелен по сравнению с эксплуатацией трактора «Беларусь». В личных подсобных хозяйствах, в малых сельхоз предприятиях будет просто незаменим», — отметила достоинства мини-трактора Ирина Охлопкова.

В данное время лицеисты заняты работой над усовершенствованием аппарата. Один из них изучает возможности аккумулятора, второй —автоматику, третий занят улучшением технических характеристик. «Предстоит выполнить задачу по повышению высоты аппарата, увеличить мощность моторасделать его таким, чтобы он мог передвигаться по сельской местности», делится Ирина Ивановна.

Умная автоматическая мини-теплица, диагностика болезней растений и другие новшества

Интерес сельчан привлекут также умная мини-теплица с мобильным приложением и нехитрое изобретение по диагностике болезней растений, разработанные в школьном технопарке. Мини-теплицу можно разместить в любом помещении, при этом ее можно отрегулировать на любой лад, например, расширить или уменьшить. Можно выращивать в ней зелень. Лицеист, ныне уже выпускник учебного заведения Олег Терентьев, который разработал теплицу, стал призёром Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо» в прошлом году. Сейчас он работает над механизмом с алгоритмами машинного обучения. Задача этого механизма определить болезни растений на ранней стадии и сообщить об этом. «Устройство может подать сигнал о том, что огурец, например, начинает болеть»,поясняет Ирина Ивановна.

Имеется в технопарке и робот для дистанционного обучения аудитории. «Преподаватель, допустим, находится в Москве и оттуда управляет роботом, обучая школьников дистанционно», — продолжает она знакомить с разработками учащихся.

Занимаются дети также и авиамоделированием. 

Технопарк призывает к сотрудничеству

Для создания разработок лицей привлекает партнёров, в числе которых Московский инновационный центр «Сколково» и молодой преподаватель Эрнесто Санчес, аспирант Хайфского университета (Израиль), в биографии которого есть интересный факт — в 12-летнем возрасте он поступил в МГТУ имени Н.Э. Баумана.

Технопарк ведёт работу по кооперации науки и производства с целью последующего применения искусственного интеллекта в производстве продукции сельского хозяйства, улучшении условий труда сельчан. Директор ООО «Три долины» Валерий Суздалов ещё в самом начале нашей встречи подчеркнул, что отсутствие кооперации между школой, с одной стороны, и предприятиями сельского хозяйства, фермерами и ЛПХ, с другой, является серьёзным барьером в развитии творчества детей в сфере новых технологий. 

«Мы приглашаем руководителей, работников сельхозпредприятий, фермеров, представителей личных подсобных хозяйств к нам, в технопарк, ознакомиться с нашими технологиями, проверить их в работе. Есть наши разработки и в Ютубе, Телеграме», — говорит Валерий Суздалов.

«Мы очень хотим, чтобы от хозяйств и семей поступали заказы, чтобы они пришли и сказали: «Мне для коровника нужен определитель температуры, влажности с такими-то параметрами, характеристиками» и т.д. Это позволит определить степень востребованности того или иного оборудования для его разработки и широкого применения. Мы даже сами можем выехать с группой школьников в хозяйства и там, на месте,посмотреть, какую техническую помощь можно оказать тому или иному конкретному хозяйству с учетом особенностей конкретного коровника, так как они бывают разные. И затем мы должны опробовать наши разработки с учётом этих особенностей для подготовки совершенных аппаратов», — поделилась Ирина Ивановна. 

«Развитию технической мысли нет предела!»

К нашему разговору присоединилась в прошлом завуч Октемского лицея, а ныне ведущий библиограф отдела управления цифровыми ресурсами ГКУ РС(Я) «Национальная библиотека РС(Я)» Наталья Капитонова. Она рассказала об истории технопарка, главную роль в котором сыграл Михаил Николаев. 13 ноября 2002 года при школе была открыта библиотека-архив первого президента, которая в 2013 году получила статус филиала главной библиотеки республики. 

«Его идеи шли впереди времени, и сегодня нам остаётся только удивляться мудрости, прозорливости нашего первого президента. Здание нынешнего технопарка было построено в 1995 году, тогда здесь был открыт центр интеллектуального развития с библиотекой, компьютерным классом и кружками. Кружки работали для развития талантов и способностей детей, и они шили, рисовали, клеили и т.д.  А теперь у нас есть свой технопарк! Мысли нашего первого президента заключались в том, чтобы техническая интеллигенция в селе была и процветала. И наш технопарк создан и работает для этого. Мы хотим, чтобы у нас создавались технологии не только для сельского хозяйства, но и для применения в быту. К примеру, датчик для определения уровня воды в отопительной системе частного дома — чтобы прибор не только определял уровень, но и проводил операцию по заполнению системы водой. Такое устройство особенно нужно одиноким людям. Или вот еще – прибор для обогрева спутника септика. Развитию технической мысли нет предела!», — говорит Наталья Капитонова. 

Послесловие

Задумок, технических идей у детей и педагогов много, но мешает отсутствие финансов. В последнее время минсельхоз республики направляет свое внимание на научную деятельность в сфере сельского хозяйства и, соответственно, увеличение финансирования в этой области. В целях подготовки подрастающего поколения к выбору профессий агропромышленного профиля, по мнению собеседников, министерству следует обратить особое внимание и на научно-исследовательскую деятельность школьников, включая подобные технопарки. Свою заинтересованность необходимо проявлять также и фермерам, сельскохозяйственным предприятиям, да и личным подсобным хозяйствам, устанавливая кооперационные связи со школьным технопарком. 

Кирилл Черепанов.

На фото:

Валерий Суздалов и Ирина Охлопкова демонстрируют гусеничный транспорт «Тиэй-Тас«;

внутренняя механика машины;

умная теплица;

вашему вниманию — устройство по диагностике болезней растений.