В 2009 году в улусной газете «Хангалас» вышла статья под названием «Уроки добра и красоты», посвященная полувековому юбилею преподавателя высшей категории Покровской детской художественной школы Людмилы Валерьяновны Харитоновой. С момента выхода статьи прошло ровно 15 лет, соответственно, герою публикации сегодня исполняется ровно 65 лет.
Детство. Детство у людей бывает разным, у большинства оно счастливое и радужное, а кого-то, как мою героиню, судьба совсем не балует. В 12 лет, будучи ученицей 5-го класса Хатыстырской школы Алданского улуса, она осталась без матери по её собственному решению — потому что когда родителей разводили, на вопрос судьи с кем бы она хотела остаться, не раздумывая выбрала отца...
Вот так на свои хрупкие плечи она сама положила непростую для своего возраста, неподъёмную ношу, взвалила на себя долг перед 9-тилетним братом и 4-летней сестрой. Только представьте на миг смелое решение маленькой девочки — взять на себя такую ответственность, с которой, бывает, не каждая взрослая женщина справляется. Вот так она с 12-ти лет стала маленькой хозяйкой своей семьи — готовила еду, одевала, обувала, кормила детей, по утрам возила сестру в детский сад, брата в школу и выполняла другие домашние заботы. Порой за какие-топроступки брата её, вместо родителей, вызывали в школу, а за поведение отца — в сельсовет. Однажды пришлось даже судиться с отцом, чтобы наставить его на путь истинный, и она добилась-таки своего. Хорошо, что неподалеку былародная бабушка Ирина Ивановна. Она—то и выручала, когда у неё заканчивались провизия и деньги. Отец, доверяя своей дочери, отдавал всю зарплату ей, и она тайком прятала от него деньги в цветочный горшок. Ей также помогалиМаргарита и Илья (это брат и сестра отца), благодаря которым она выживала в казенном доме связи, где работал электромонтером её отец. Потому она до сих пор благодарна им за эту поддержку в то трудное время. В те года, отец, как и многие мужчины того времени, что греха таить, иногда выпивал, и потому приходилось и за ним присматривать,чтобы он приходил домой трезвым. Порой, бывало, приходилось его силой отбивать от дурной компании. Сказать, что было тяжело, это всё равно, что ничего не сказать… Но тем не менее, девочка не только выдержала все невзгоды тех времен, но и практически одна сумела поднятьна ноги брата и сестру — не хуже, чем любая другая мать. Кроме того, она посоветовала брату поступить в Намское педагогическое училище, куда она поступила сразу после 8-го класса, чтобы он был рядом, под присмотром. А как только заканчивался учебный год в училище, она тут же мчалась к директору отпроситься от практики для того, чтобы быстрее вернуться домой к брату и сестре. Вот в один из таких визитов я и застал её — просящей директора училища, чтобы тот отпустил её домой. В этот день, видимо по воле судьбы, я пришёл к директору чтобы отметиться для продолжения учебы после службы в армии. Вот так мы и познакомились с моей героиней Людмилой Валерьяновной. А через год мы поженились.
После замужества она забрала сестру к себе, дала ей возможность окончить школу. Сестра, по её совету, тоже поступила в педучилище, которое окончили они с братом. Ныне сестра успешно работает по специальности в одной из школ нашего улуса — рядом с сестрой, которая до сих пор её поддерживает, помогает, чем может.
Таким образом, наша героиня выдержала все трудности по воспитанию брата и сестры, помогла им при выборе профессии, выдержала всё и исполнила слово, данное себе в 12-летнем возрасте!
Работа. Трудовую деятельность Людмила Валерьяновна начала в Улах-Анской школе в качестве воспитателя продленной группы. Спустя 7 лет, наш скромный труд был замечен директором Покровской детской музыкальной школы Валерием Никитовичем Степановым, который пригласил нас работать преподавателями художественного отделения. Мы давно мечтали создать художественную школу, потому нас не пришлось долго уговаривать, и мы в 1985 году переехали в г. Покровск. А спустя 10 лет осуществили свою давнюю мечту и открыли на базе художественного отделения музыкальной школы отдельную самостоятельную Покровскую детскую художественную школу. Это было время распада государства под названием СССР, был очень трудный период не только для нас, но и для всей нашей стране. В так называемые в народе лихие 90-е, мы, как и все другие люди, выживали как могли. Для моей супруги это было ещё одним жизненным испытанием. Но в отличие от ситуации в детстве, теперь у неё было пятеро своих детей, мал—мала меньше, и, в придачу, разваливающаяся по швам недавно основанная с мужем школа, о судьбе которой не было никому дела. Но, тем не менее, пройдя, как говорится, огонь, воду и медные трубы, мы справились с трудностями. Но справились мы только благодаря чуткому вниманию и заботе Первого Президента нашей республики Михаила Ефимовича Николаева, который, образно говоря, вытащил нас из руин разваливающегося здания школы и переселил нас в новое, светлое восьмигранное здание. Пример нашего чудесного спасения от печальной судьбы можно сравнить с судьбой республики, которая в то время была полностью зависима от решений первого лица. Со всеми вызовами Михаил Ефимович справился смело, умело и достойно. Рискуя своим положением и статусом, он взял на себя всю ответственность за судьбу республики, отстаивал интересы своего народа и вывел Якутию на светлый путь развития. Потому мы никогда не перестанем повторять слова благодарности Михаилу Ефимовичу за судьбу нашей малой родины, в том числе, и нашей школы и семьи!
Добро. У Людмилы Валерьяновны большой стаж педагогической деятельности — 44 года. Сегодня она работает по своей авторской программе в качестве преподавателя общеразвивающего класса «Айар Кут», где обучает детей владению разной техникой рисования, таких,как монотипия, витраж, ассамбляж и композиция. До этого она работала по основной программе и воспитала целую плеяду выпускников, которыми могут гордиться не только школа и улус, но и республика.
А нынешние дети класса «Айар Кут», так же, как и бывшие её воспитанники, души не чают в своем преподавателе и с удовольствием ходят на занятия, открыто делятся своими впечатлениями и мыслями. Порой они бывают такими смешными, к примеру, задают ей такой вопрос: «А почему Вы не сердитесь и не ругаетесь как у нас в школе?». Согласитесь, смешно, но одновременно грустно. Родители тоже довольны преподавателем и охотно делятся с ней о поведении своих детей, что они просто рвутся на занятия. Порой бывает так, что родители заранее предупреждают, что на улице холодно или их ребенок немного приболел, потому они сегодня не пойдут на занятие. Но дети, наперекор своим родителям, все равно приходят на урок. И такое явление происходит довольно—таки часто, и родителям иногда приходится извиняться за столь положительное поведение детей и удивляться их загадочному рвению к учебе.
В советское время, когда у детей того времени не было возможности отправлять по телефону сообщения и выражать таким образом свои чувства к учителю, они самостоятельно приходили в редакцию газеты и рассказывали о своих учителях. В статье 15-летней давности, я, как пример, привел интервью Нади Кузнецовой с корреспондентом Альбиной Артюшкиной.Там она тоже говорит, что несмотря на то, что она окончила «художку», её всё равно будет тянуть сюда, так как в«художке» дети становятся другими, не такими, как в школе, что здесь больше организованности и свободы.
Добро, видимо, невозможно утаить, хотя его особо и не стараешься выпячивать. Таких примеров у героини статьи довольно много. Не скрою, это приятно, когда дети отзываются о своих учителях вот так, и это действительно самая высокая оценка и награда для каждого учителя.
Последний звонок. О моей героине можно было написать много хорошего и интересного, к примеру, о дипломных работах её выпускников, по итогам которых были изданы две замечательные книги — «Хангалас Боотур» и «Бёртё Боотур», последнее на трех языках. Ещё о визуализации рисунков её учащихся, которые исполнились наяву, о создании вечернего творческого курса для взрослых, из числа которых трое стали членами творческого союза художников России и т.д., но ограниченный объём газетной страницы не позволяет этого делать, потому, думаю, пора округляться.
Наверняка многие люди пожелали бы хотя бы на миг вернуться в детство, но не наша героиня. Когда я задал ей такой вопрос, она, к моему удивлению, тут же сразу ответила, что вместо того, чтобы вернуться в детство, она хотела бы вернуться в сегодняшнее время. О чём это говорит? Наверное, о том, что, не смотря на своё трудное детство, она счастлива. А не это ли самое главное для человека? И мне приятно от того, что в этом есть и моя роль, шутка ли сказать — иметь пятерых детей, 12 внуков, 2-ух правнучек и ожидать 3-го правнука! И это без учета выпускников, которые называют её не иначе как «мама», приглашают на свои свадьбы, делятся с ней в соцсетях самым сокровенным и т.д. В этом плане профессия учителя, что бы там ни говорили, самая достойная и благодарная!
А сегодняшнюю свою статью, я хотел бы завершить продолжением последнего сюжета статьи, которая была написана в 15 лет назад. Тогда статья «Уроки добра и красоты» завершилась окончанием очередного урока Людмилы Валерьяновны, а сегодня для неё, скорее всего, прозвучит последний звонок, завершающий многолетний педагогический труд в качестве учителя урока добра и красоты.
Так вот, 15 лет назад, последним штрихом к образному портрету учителя стал её ученик Алексей Евгеньевич Андреев, ставший к тому времени её коллегой, известным художником-живописцем, членом творческого союза художников России, приведший в «художку» двух своих дочерей. Последними штрихами к рукописному портрету учителя, должны стать именно эти девочки, которые не только поступили, но и успешно окончили художественную школу, впоследствии оба получили высшее художественное образование. Оба они живут и работают в творческой среде—одна в Челябинске, другая в Якутске. Одна из них, недавно подарила чете Андреевых внучку, которую мы также хотели бы увидеть в нашей «художке», ставшей для семьи Андреевых вторым домом. Но вряд ли нам будет суждено встретить ее, хотя, впрочем, кто его знает, может и доведется кого-нибудь встретить на пороге школы,основанной нами. Этим примером я хочу сказать, что преемственность поколений выпускников Людмилы Валерьяновны продолжается и будет продолжаться, неся обществу смысл уроков добра и красоты и поможет людям вернуть потерю того самого духовно скрепа, о котором в своё время говорил Президент РФ В.В. Путин.
Вот на такой оптимистичной и многообещающей ноте, с наложением последнего штриха к портрету ветерана педагогического труда, преподавателя Покровской ДХШ Людмилы Валерьяновны Харитоновой, я, пожалуй, завершу продолжение юбилейной статьи пятнадцатилетней давности. И мне остаётся от имени многочисленной армии бывших и нынешних её выпускников, от имени своих детей, внуков и правнуков, поздравить отличника культуры РС (Я), Учителя учителей РС (Я), члена творческого союза художников России и международной федерации художников, кавалера ордена «Во славу и пользы республики», установленного Первым Президентом РС (Я) М.Е. Николаевым и других не менее значимых ведомственных наград, многодетную маму, бабушку и прабабушку, мою любимую супругу, коллегу и соратника, с которой основали Покровскую детскую художественную школу — Людмилу Валерьяновну Харитонову со славным юбилеем!
Желаем тебе крепкого здоровья, долгих счастливых лет жизни и исполнения всех самых сокровенных желаний. Мы тебя очень любим, ценим и благодарим!
С любовью, твой супруг, директор Покровской ДХШ Александр ХАРИТОНОВ.