Никто не забыт и ничто не забыто
Наш герой Василий Афанасьевич Степанов из села Синск был призван на фронт 5 августа 1942 года. Зачислен в 382-й запасной стрелковый полк. Прошел военную учебу и 15 октября 1942 года принял военную присягу.
С ноября 1942 года по 9 мая 1945 воевал стрелком в составе 53-го кавалерийского полка 7 гвардейского корпуса 1-Белорусского фронта. Первое боевое крещение получил под Сталинградом. Всего за время войны Василий Афанасьевич был ранен четыре раза и контужен один раз -дважды ранен и раз контужен под Сталинградом, снова ранен под Брестом и в бою за Берлин. Кроме боевого ордена Красной Звезды и двух медалей «За отвагу» имел 12 Благодарностей от своих командиров.
О боевом пути Василия Афанасьевича была напечатана статья корреспондента Дмитрия Элякова в районной газете «Ленские маяки» от 20 марта 1965 года.
Во славу Матери-Родины
«Гвардии ефрейтору Степанову В. А.
Приказом Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Советского Союза от 4 марта 1944 года №288 за овладение городами Бервальде, Темпельбург, Фалькенбург, Дрембург, Вангерия, Лабес, Шифельбайн, Регенвальде и Керлин всему личному составу вашего соединения, в том числе и Вам, принявшему участие в боях, объявлена Благодарность».
Перед нами множество потертых листков военных лет. Именно множество — целая дюжина. Они принадлежат Василию Афанасьевичу Степанову — члену сельскохозяйственной артели имени Орджоникидзе.
Нас с ним познакомили в Синске. Пожилой, невысокого роста, чуть сутуловат. Некогда черные, густые волосы убелены сединой.
Трудные были дни. Спустя год после объявления войны, 5 июня 1942 года, уже немолодой колхозник Василий Степанов был призван в действующую армию. Как и все люди его возраста, он был неграмотен, потому и не владел русским языком. Но это не помешало ему стать храбрым и на редкость смекалистым солдатом.
Шел грозный 1942 год. Днем и ночью не переставая, кипела великая битва под Сталинградом. По мнению гитлеровских стратегов, оккупация главного города на Волге решала судьбу войны. А наше командование готовила здесь контрнаступление — решено было дать врагу именно здесь сокрушительный удар. С разных концов фронта и тыла была сформирована ударная группа. Среди бойцов I-Балтийского фронта, введенного для нанесения лобового удара по сильно укрепленной обороне противника был и якут Василий Степанов. Так, поспешно обученный, необстрелянный солдат сразу попал в крошево войны.
Холодное октябрьское утро. Густой, молочный туман плавал по ложбине, холодной росой капал с голых ветвей деревьев. Нервы взвинчены до предела. Что же будет? Наконец, знакомый звонкий голос командира: «Огонь!» — разрезал утреннюю тишину. Разгорелся тяжелый бой. Над полем брани стоял беспрерывный огненный шквал. Сколько продолжалась эта битва — Степанов не помнит. Это повторялось несколько раз. И, наконец, наступило затишье. Первое боевое крещение минуло благополучно.
Вечер. Из ложбины тянул сырой низовой ветер, холодный, пробирающий до самых костей. Время от времени взлетали ракеты. Немцы вели себя беспокойно. Видно было, что они до утра не пойдут. А все же нашим не велено было оставлять своих рубежей. Тишина, но это была подозрительная тишина. Утром, а то может ночью, немцы пойдут в атаку.
Так оно и есть. Стараясь завладеть выгодным рубежом, враг утром открыл сильный артиллерийский огонь. Затем последовали три бешеных наступления. Но седьмой кавалерийский корпус стоял крепко. Каждая атака противника встречала ураганный огонь и не увенчалась успехом. К концу дня пошли танки. Василий Степанов насчитал семь ревущих громад. Неторопливо, переваливаясь на пригорках, семь машин двигались прямо на них, за ними бежали люди.
В страшном беспокойстве он невольно оглянулся. Рядом боевые друзья. На их лицах не было ни тени смятения и страха. По всему видно, что об отступлении никто не промышлял. Немая, но до мелочей понятная решимость друзей будто прибавило Василию. Он схватил бутылку с горючей смесью и сжал ее до боли в пальцах. А танки были уже близко. Один вот-вот пройдет через него. Василий метнул бутылку с горючей смесью. Серая громада, словно споткнувшись, встала, острые языки пламени охватило ее всю. А рядом горел еще один танк. Оставшиеся пять стали поспешно уходить. Вслед за танками обратно повернула и пехота. А наши… наши поднялись в контратаку. Но этого Степанов не видел: его ранило.
Шли дни, с ними и годы. После Сталинградского побоища, как известно, немцы не могли уже оправиться. Но они старались зацепиться за каждый завоеванный ими рубеж. Каждый клочок земли давался с боем — в яростной схватке.
В одном из таких боев рота, в которой тогда служил Василий Степанов, попала в окружение. Тяжело быть оторванным от своей части, бродить по территории, занятой врагом, ежечасно не рассчитывая на успех, вступать в неравный бой. Целый месяц прибивались они к своим. Уходили лесом. На пути попадались сожженные немцами деревни. Но в них из съестного ничего невозможно было найти. Большого напряжения сил и воли потребовало это тяжелое испытание. Каждая стычка с врагом уносила жизнь боевых друзей. От роты осталась горстка бойцов. Но они пробились — вышли из окружения, и нашли свою часть. Не было предела и радости у солдат: им казалось, что пережито главное, что конец мучениям.
Однако война продолжалась. С боями шел на Запад со своей частью и Василий Степанов. Каждый день был наполнен героизмом и мужеством. Грудь гвардейца украшена орденом Красной Звезды и пятью боевыми медалями.
Василий Афанасьевич Степанов с самого начала войны и до ее победного конца был верным защитником Матери-Родины. Недаром, провожая домой, командование части наградило Степанова Памятным листком. Вот оно перед нами:
«С честью выполнив свой воинский долг перед Родиной и возвращаясь, теперь в родные края — к мирному труду, Вы оставляете боевую семью своих верных соратников и друзей. С ними Вы прошли немалый путь.
Запомните, боевые гвардейские знамена, под которыми Вы боролись за разгром фашистской Германии, овеяны немеркнущей славой суровых битв. Они пронесены нами в сражениях от великой Волги до ненавистного вражеского логова — Берлина.
Никогда не забывайте об этом. Всюду свято храните честь, и священные традиции своей гвардейской чести. С достоинством несите в сердце своем высокое звание гвардейца.
Желаю Вам здоровья, бодрости и успехов на фронте мирного созидательного труда во славу нашей любимой Матери-Родины!»
Василий Афанасьевич верен заветам боевых друзей. Боец мирного труда делает все, чтобы приумножить богатства Родины, чтобы жизнь была еще краше.
Егор АЛЕКСЕЕВ.