#на_страже_безопасности_дорожного_движения
3 июля свой профессиональный праздник отмечают сотрудники государственной автоинспекции
Их служба — это порядок на дорогах, спасенные жизни и готовность пойти на риск в любую секунду.
Инспектор дорожно-патрульной службы старший лейтенант полиции Айтал ДЬЯЧКОВСКИЙ служит в ГАИ отдела МВД России по Хангаласскому району с 2016 года. И почти двадцать лет служит в ГАИ старший инспектор ДПС старший лейтенант полиции Дмитрий ПЛАТОНОВ. Как и положено настоящим мужчинам, они немногословны, серьезны.
Рабочий день инспекторов ДПС начинается с инструктажа, информации от дежурного про обстановку: сведения об угнанных автомобилях и лицах, находящихся в розыске, оперативных мероприятиях. Далее они получают маршруты патрулирования. Выпадают как дневные, так и ночные смены. В среднем на посту они проводят по 12 часов.
«Инспектор ДПС – в первую очередь психолог»
— За годы работы были разные ситуации, важно — уметь контролировать свои эмоции, быть предельно вежливыми. Доброжелательностью можно предупредить гораздо больше нарушений правил дорожного движения, нежели штрафами, — говорят инспекторы.
Что касается «быть психологом», то, как рассказали Айтал Алексеевич и Дмитрий Виссарионович, «мы обязаны найти подход к каждому водителю, даже агрессивному, потому что наша основная задача — профилактика и предупреждение дорожно-транспортных происшествий».
— Основываясь на опыте и знаниях психологии, вы определяете, какой автомобиль остановить, а какой нет?
— Можно сказать и так, — отвечает Дмитрий Платонов. — Допустим, водитель, у которого все в порядке, увидев патрульную машину, не станет суетиться, поспешно поворачивать. В первую очередь останавливаем автомашины, которые попадают под описание угнанных, авто с нечитаемыми грязными номерами и так далее.
Сила патрульных экипажей ДПС – в их реакции, интуиции и внимательности
— Недавно, патрулируя ночью, заметили автомобиль марки ВАЗ, выезжающий из лесного массива. Вначале было подозрение, что водитель в состоянии алкогольного опьянения. Едет в направлении Покровска, то прямо едет, то вдруг задергался, — вступает в разговор Айтал Алексеевич. — Последовали за ним, и когда остановили, при досмотре автомобиля обнаружили тушу лося. Оказалось — браконьер.
О нарушениях и взятках
Нарушений, говорят инспекторы, на дорогах меньше не становится — не пугают ни штрафы, ни камеры видеонаблюдения.
«За руль автомобиля садятся люди в нетрезвом состоянии, без документов, без прав или лишенные права управления. Основные нарушения в нашем районе — это непристегнутый ремень безопасности, выезд на встречную полосу, нарушение скоростного режима. К сожалению, не всегда нарушители — это водители. Виновниками ДТП бывают и пешеходы, и несовершеннолетние велосипедисты и мотоциклисты. Но большая часть наших водителей — люди адекватные», — отмечает Дмитрий Виссарионович.
«Всем участникам дорожного движения — и водителям, и пешеходам — необходимо быть внимательнее другу к другу и соблюдать правила дорожного движения. Тогда и аварий сразу станет в разы меньше», — добавил он.
— Взятки предлагают?
— Бывает, — говорит Айтал Дьячковский. —Недавно водитель большегруза, чтобы избежать административного штрафа за нарушение правил перевозки грузов, попытался дать взятку. Сейчас на него завели уголовное дело за попытку дачи взятки должностному лицу при исполнении служебных обязанностей.
Пользуясь случаем, раз уж Вы у нас интервью берете, я скажу: мы взяток не берём. Наша работа — предотвратить правонарушения на дорогах, аварии, а не пособничество нарушителям и потенциальным преступникам.
Благодарность генерала
В этом году инспекторы ДПС Айтал Дьячковский и Дмитрий Платонов были отмечены Благодарностью министра МВД Якутии генерал-лейтенанта Владимира Прокопенко за неравнодушие и профессионализм.
Инспекторы рассказали об этом факте сухо, кратко. Поэтому мы нашли публикацию о том, как наши герои спасли журналистов издания «ТайгаПост».
«7 января на своем автомобиле мы выскочили из Якутска на федеральную трассу «Лена». В столице республики было -50, а на льду реки морозный туман сгустился почти до нулевой видимости. Едва проехав Нижний Бестях, машина всерьез закапризничала. Так, с частыми остановками мы продолжили путь. Было уже темно, когда нас остановил патруль ГИБДД. Проверив документы и узнав о проблеме, инспекторы попросили открыть капот. Опытным взглядом они сразу определили проблему: холодный воздух через легкий брезент-утеплитель прорывался в моторный отсек и перемораживал систему охлаждения. Тосол перестал циркулировать и закипал. Патрульные захлопнули капот и предложили проследовать за ними», — рассказывали журналисты «ТайгаПост».
В селе Качикатцы инспекторы загнали автомобиль в гараж и помогли из подручных средств утеплить решетку радиатора, рассказали, как действовать в случае повторной неисправности двигателя, а затем проводили журналистов до трассы.
— На трассе всякое происходит, особенно зимой. Поэтому, если на дороге стоит автомобиль, мы всегда останавливаемся, возможно, нужна техническая помощь или человеку стало плохо. Это естественная реакция. В Якутии без взаимопомощи на дорогах нельзя, — говорят Айтал Алексеевич и Дмитрий Виссарионович.
В конце нашего разговора инспекторы ДПС поздравили своих коллег с профессиональным праздником: «Поздравляем всех сотрудников, ветеранов государственной автомобильной инспекции с нашим профессиональным праздником. Желаем всем счастья, здоровья и семейного благополучия!».
Мари Арс.
Фото Николая Семёнова.