326 лет назад была отправлена первая почта из Москвы в Якутск

Первая почта из Москвы в сторону Якутска, которая везла 28 указов Петра I и 12 писем, отправилась 8 января 1699 года.

История почтовой связи на Руси начиналась с гонцов, повоза и ямской гоньбы. Сначала письма посылали со случайными людьми, чаще всего с много ездившими по городам и весям купцами. О первых специальных гонцах, посланных с известиями, мы узнаем из «Повести временных лет» (наиболее ранний из сохранившихся в полном объёме древнерусских летописных сводов; ПВЛ создана в Киеве в 1110-х годахред.): «…послал Олег к Родимичам спрашивая…». 885 год принято считать началом истории отечественной почты. Первым государственным шагом по упорядочению пересылки и передачи письменных известий на Руси стал «повоз», упоминание о котором появляется ещё в 984 году. Повоз – это особая повинность населения, проживающего вдоль дорог и рек, соединяющих стольный град Киев с другими русскими городами и княжествами. Все люди, за исключением духовенства и бояр,обязывались по первому требованию княжеских посланцев предоставлять им безвозмездно корм, лошадей, повозки или лодки с гребцами. В 13 веке на смену стихийно действовавшему повозу пришла ямская гоньба, возникшая из-за растущей потребности в систематической, регулярной связи, передаче сообщений, пересылке гонцов, ратных людей и различной клади.

Ямыэто дорожные станции, где меняли лошадей и останавливались на ночлег. Располагались ямы примерно через каждые 30-100 верст по дорогам, трактам. От яма к яму мчались всадники и повозки с ямщиками, сопровождавшими почту.  Дороги со временем становились всё оживлённее, вскоре они стали государственными и называться стали ямскими. Местное население было обязано содержать их в полном порядке. С годами росло число дорожных станций, шире распространялась по стране ямская гоньба, совершенствовалось и управление ею.Известно, что становление системы транспортнопочтового сообщения на Руси связано с введением ямщины. Ямщики издавна занимались перевозкой людей, грузов и писем.

С началом освоения Зауралья и Сибири здесь также появляются ямы (станы для перемены лошадей) и ямские слободы (поселения ямщиков). В 1601 году по указанию царя Бориса Годунова был основан Тюменский ям. Уже в начале 17 века специальным правительственным указом была учреждена новая должность начальник ямского приказа. На этот высокий пост дважды, с 1618 по 1619 и с 1625 по 1628 годы, назначался князь Дмитрий Пожарский. В ямском приказе существовала «повёрстная книга», в которой перечислялись города и расстояния между ними. Стоимость проезда зависела от дальности пути: «…за езду от Москвы до Коломны –полтина, до Каширы – полтина, до Тарусы двадцать алтын, до Владимира – рубль с четвертью…». Первые такие расценки – прообраз будущих почтовых тарифов – были установлены ещё при царе Иване III в 1497 году в его «Судебнике».

В 1672 году вышел указ Петра Великого о Сибирской почте: «Велеть отнюдь ни чьей грамотки не распечатывать и не смотреть, чтоб всяк, заплатя пристойную плату, был  обнадёжен, что его грамотка в дом к нему прийдёт…»; «…А буде почтари учнут с почтовыми письмами гонять не в указанные числа и часы и чети, или тем почтовым письмам учинять какое замедление, и тем почтарям от нас, Великого государя, быть в смертной казни безо всякой пощады…». При Петре Великом почта становится государственной службой. Для централизованного управления ямским и почтовым сообщением была создана Ямская канцелярия. Позднее появляются особые почтамты, подчиненные им почтовые конторы.

В 1698 году создана Якутская городовая почтовая станция Иркутско-Якутского тракта. Она находилась от ближайшей Табагинской ямщицкой станции на расстоянии многих вёрст, по которым в зимний период мчались ямщицкие удалые тройки лошадей, оглашающие своим колокольным звоном окрестности. Ямщицкая служба в те далёкие времена была суровой и очень трудной. Заселение отдалённых мест Якутского края ссыльными крестьянами совершалось по инициативе царского правительства. Создание почтовых станций и ямщицкой гоньбы способствовало передвижению ссыльных и перевозке транспортной клади. Подавляющее большинство ямщиков состояло именно из крестьян-каторжан. Ссыльные ямщики и извозчики не имели права на свободное перемещение и смену места жительства в пределах почтовых станцийИркутско-Якутского тракта, также у них была низкая оплата труда.

Доставка почты «за Камень» (Зауралье) была организована по императорской воле в 1698 году. Первый почтарьгонец выехал из Москвы 8 января 1699 года. Он вез 28 царских указов воеводам и таможенным головам городов Урала, Сибири, а также 12 частных писем от купцов, в том числе одно из Якутска.

Первая в Сибири почтовая контора была учреждена в 1724 году в Тобольске. С повышением надежности транспортного сообщения, увеличением объемов казенной и частной корреспонденции усложняется система почтового управления, постепенно упраздняется ямская служба.

Указом Якутской воеводской канцелярии от 1738 года в порядке трудовой повинности местное население было обязано содержать дороги тракта в исправности, лошадей, скот для прокорма, ремонтировать тракт в случае надобности, а также перевозить людей, почту и грузы бесплатно, за счёт ямщиканогда получали плату от пассажира). Вскоре на тракте были введены должности станционных смотрителей. На Якутскую городовую почтовую станцию был назначен ссыльный Андрей Беспрозванный. Затем на тракте открылись почтовые конторы. Первым почтмейстером в Якутске был назначен коллежский секретарь по фамилии Жуковский.  В 1743 году служилый человек Захар Баишев по заданию воеводской канцелярии впервые основал 28 станций от Витима до Якутска. С этого года начинается летоисчисление государственного ямщицкого почтового тракта ИркутскЯкутск начало становления связи на территории Якутии. Тракт протяженностью в 2895 верст действовал и летом, и зимой по реке Лене. По этому пути проходили знаменитые исследователи В.Й. Беринг, Семён Дежнёв, супруги Прончищевы, писатель В.Г. Короленко, проезжали тысячи политических и уголовных ссыльных, в их числеполитический деятель того временивицеканцлер Российского государства М.И. Головкин, высланный в Среднеколымск,революционер, ученый И.А. Худяков (до Верхоянска), революционеры П. Алексеев, Е. Ярославский, С. Орджоникидзе.

До конца 18 века дела Сибирской почты фактически находились в ведении Московского почтамта.  30 января 1800 г. последовал указ о создании в Тобольске особого Сибирского почтамта. Это обосновывалось необходимостью «удобнейшего и скорейшего произвождениядел». Сибирский почтамт, просуществовавший до 1830 года, координировал работу многочисленных почтовых контор, экспедиций и почтовых станций. Первым сибирским почтдиректором был назначен А.К. Кропотов. В «Журнале министерства внутренних дел» за 1847 г.  в статье о Восточной Сибири сообщалось: «Медведей очень много между Якутском и Охотском; летом везут по этой дороге верхами припасы для Охотска, Камчатки и Америки. Часто лошади погибают от сибирской язвы, и в таком количестве, что на оставшихся нет возможности навьючивать поклажу с лошадей павших; тогда бросают на дороге и сумы с мукой, и фляги с водкой.  Жителей здесь нет, одни медведи пользуются правом находки.  Флягу с водкой, обшитую сырой кожей, медведь умеет раскупорить…».

В сопровождении конвойных из Иркутска 22 февраля 1867 г. отправили Худякова Ивана Александровича, и 11 марта поручик Константинов вместе с двумя жандармами доставил ссыльного в Якутск.  Семнадцать дней непрерывной езды потребовалось, чтобы добраться от Иркутска до Якутска. Путь этот дался нелегко. Позже, проделав тот же путь по сибирской тайге, Н.Г. Чернышевский о трудностях дороги писал жене: «Путь сюда далек и очень труден; да, самая почта круглый год не в силах идти сюда без страшных опасностей и долгих промедлений. От половины апреля до конца года — восемь с половиной месяцев, переезд от Иркутска до Якутска – тяжелое и очень рискованное предприятие; труднее, чем какиенибудь путешествия по внутренней Африке. От Иркутска сюда в эти месяцы езда положительно невозможна для людей, непривычных вести якутский образ жизни.Около Нового года лед на Лене и других реках и речках не перестает покрываться глубокой водой с тонкой обманчивой коркой, сквозь которую проваливаются и нередко тонут проезжие, ещё чаще подвергаются опасности окоченеть в этой воде и не провалившись. Эти наплывы воды поверх льда с обманчивой ледяной скорлупойназываются здесь наледями».

Путь от Иркутска до Якутска был относительно сносным по сравнению с дальнейшим передвижением до Верхоянска, про который Худяков писал: «Тракт из Якутска в Верхоянск был ещё хуже; даже чиновник, сопровождавший меня из Якутска, назвал эту езду хуже каторжной работы». В станционных избах лошади были заранее подготовлены. Чернышевский Николай Гаврилович писал: «Между Якутском и Вилюйском вовсе нет русского населения; живут только якуты… Станции большей частью по 40 и даже 50 верст; всего на 710 верстах 16 станций. Из мест остановки на двух станциях есть довольно чистые комнаты, нечто среднее между русской и якутской постройкой. Остальные станции – якутские юрты; из них дветри не очень опрятны; другие плохи относительно чистоты воздуха; тут вместе с хозяевами помещается и скот: коровы, телята». В апреле 1872 г. В.Н. Шаганов вспоминал: «Мы переплывали обширные болота на наскоро сделанных плотах, держа лошадь вплавь в поводу; переходили через речки по срубленным при нас же лиственницам, которые, сваленные, верхушкой едва доставали до противоположного берега; лошади грязли по шею и, случалось, бросались на дороге, истощенные мешаниембеспрерывной грязи».

В этой связи обращает на себя внимание и тот факт, что летом 1881 года общество Красного Креста «Народной Воли» использовало тракт от Иркутска до Якутска и до Москвы. Также узнаем, что «на протяжении более двух тысяч верст от Иркутска до Якутска все проезжающие были буквально наперечет», известно, что «Неустроев получал из Якутска специальные письма с просьбой…».

В 1886 году по Высочайшему утверждению Государственного советника о преобразовании местных почтовотелеграфных учреждений, по разрешению министра внутренних дел Российской империи был образован Иркутский почтовотелеграфный округ первого класса. В его состав входили почтовотелеграфные организации Восточной Сибири, Иркутской, Енисейской губерний и Якутской области. В 1896 году по распоряжению Главного почтмейстера Иркутского почтовотелеграфного округа образованы почтовые конторы в Якутске, Витиме, Мухтуе и Олекминске. С этого времени началось развитие почтовой связи Якутской области.  Начали открываться почтовые отделения в населенных пунктах вдоль почтовых трактов. В фонд Амгинского крестьянского старосты на бланке от 15 декабря 1889 г. имеется отношение начальника Амгинского почтового отделения Якутской области П. Николаева Земскому заседателю второго участка Якутского округа об увольнении ямщика.  /НА РС(Я). Ф.52. Оп.25. Д.15. Л.279/.

В 1907 году губернатором Якутской области был назначен Иван Иванович Крафт. Неутомимый губернатор области, как никто другой, понимал значение путей сообщения. Увеличение за шесть лет больше чем втрое телеграфных линий, понижение телеграфного тарифа, устройство колесных дорог, установление по Лене и её протокам почтовопассажирских пароходных рейсов, открытие новых станций.

8 января 1915 года Платон Слепцов получил паспорт, дающий ему право на свободный выезд с места жительства в «разные города и селения Российской империи». Платон Алексеевич был готов выехать на учебу в другой город. 1 июня директор семинарии подписал отношение инспектору училищ Восточной Сибири о переводе на учебу в Иркутскую учительскую семинарию учащихся Петра Афанасьева и Платона Слепцова. В книге Сидорова О.Г.«Платон Ойунский: пылающий камень Сата«находим строки, в которых ПлатонАлексеевич в 1917 году сообщает в письме Аммосову: «…летом по реке Лена плавали до Киренска и оттуда до города Иркутска». «Удивительное дело! Сегодня опять получена почта. Получил письмо Платона с приложением перевода М. Горького», писал 16 октября 1917 года Максим Аммосов.

Эти факты служат еще одним подтверждением общего вывода обиспользовании тракта разными слоями населения, от губернатора до политических ссыльных.

Известно, что последняя зимняя почта по ИркутскоЯкутскому тракту прошла весной 1954 года.

Подготовила Нина Перфильева.