80-летие Победы
НОВИКОВ ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ
(1918-1996)
Заслуженный учитель ЯАССР, участник Великой Отечественной войны, награждён медалями «За отвагу», «За победу над Германией», орденом Отечественной войны I степени, юбилейными медалями; за безупречный труд — званием «Заслуженный учитель школ Якутской АССР», медалью «За трудовое отличие», Почетной Грамотой Верховного Совета ЯАССР, Почетными Грамотами Министерства просвещения ЯАССР, Почетный гражданин Хангаласского улуса.
Весной 1943-го года 380-я пехотная дивизия, в которой я состоял связистом подвижной полевой телефонной связи, была переброшена под Орловский выступ Брянского фронта. Началась подготовка к знаменитой Орловско-Курской битве. Подготовка шла несколько месяцев, постепенно накапливалось вблизи фронта огромное количество танков, артиллерии и другой военной техники, большая масса людей. Мы, пехотинцы, буквально зарывались в землю в бесчисленных и бесконечных траншеях. Беспрестанно готовились к предстоящим боям. Летом нас вывели на передовые позиции фронта, шла так называемая позиционная война.
На нашем участке наступление началось рано утром 12 июля. После короткой артиллерийской подготовки и ответного артналета врага, когда ходуном ходила земля от рвущихся снарядов и мин, нас подняли в наступление.
Передовая линия врага была вся изрыта, сначала казалась мертвой. Но вскоре враги ожили, стали поливать свинцом из пулеметов и автоматов, рвались снаряды и мины. Наши ряды редели. На помощь прилетели самолеты, стали бомбить немцев. После этого остатки немцев не выдержали, отстреливаясь, побежали сначала по траншеям, редко высовываясь для открытия огня.
Оказавшись на высоте, мы увидели, что все вокруг было окутано дымом, кое-где виднелось пламя горящих деревень. Враг не просто отступал, а стремился закрепиться на каждом выгодном рубеже, используя высоту, ложбины, деревни.
Дальше шли дни и ночи безостановочного наступления. Надо было не давать врагу передышки, возможности остановиться и закрепиться. И мы с боями шли и шли, не думая о сне, питаясь тем, что добывали у врага. Немцы откатывались на запад. Пути их отступления были усеяны разбитыми танками и орудиями. В воздухе стоял смрад от разлагающихся трупов врага. В небе шли воздушные бои, падали самолеты. Было жарко от пожарищ.
15 июля… Ползли по-пластунски во ржи с заданием захватить деревню. Сыпались на голову, падали срезанные пулями колосья. И вдруг сильный удар в левое плечо.
Дальше лечение в эвакогоспиталях, наконец, стационарное лечение в госпитале города Камышлов Свердловской области.
По излечении Камышловским райвоенкоматом был направлен в город Свердловск в учебный самоходный артиллерийский полк, где учился на наводчика САУ-85 и, после получения на «Уралмаше» самоходок, в составе отдельного самоходного артполка №1819 был отправлен на И-й Белорусский фронт. Уже в марте 1944 года наш полк вступил в схватки с пехотой и танками врага. А в одном бою, выдвинувшись вперед, наша самоходка точными попаданиями разрушила штабной блиндаж и подожгла отходящий бронетранспортер. Напиравшие с правого фланга несколько фашистских танков были подбиты, остальные отошли. Понесли жертвы и мы — оказались подбитыми три самоходки. За эти бои меня наградили медалью «За отвагу».
Большое наступление по освобождению Белоруссии началось на нашем фронте в июне 1944 года. Наш полк с боями прошел через многие города и села Белоруссии. Это — Бобруйск, Могилев, Минск, Барановичи, Белосток, Ломже — это уже Польша.
Наш полк участвовал в ликвидации Минского «котла», где оказалась масса танков, машин, бронетранспортеров, десятки тысяч солдат и офицеров. Все они рвались на запад, почти каждую ночь пытаясь прорвать кольцо окружения. Пользуясь темнотой июльских ночей, иной раз втискивались в наши ряды и этим осложняли ориентировку.
Однако, убедившись в бесполезности своих попыток, начали крупными группами выходить из леса с белыми флажками и сдаваться.
До логова фашистского зверя мне не удалось дойти. 25 августа 1944 года в одном из боев меня тяжело ранило. Полечившись несколько месяцев в эвакогоспитале в городе Тамбове, во второй половине января 1945 года, получив инвалидность, был отправлен домой. Вернулся на учительскую работу.
г. Новиков, «Ленские маяки», 3 04 1995 г., №39