#Они были первыми
К 135-летию со дня рождения заслуженного учителя
школ РСФСР и ЯАССР И.И. Козлова
Время неумолимо бежит вперед, оставляя в памяти лишь яркие моменты бытия. Но никто и никогда не забудет тот родной уголок, где он родился и вырос. Малая родина – это то место, любовь к которому поселяется в сердце человека навсегда. Она имеет для человека огромное значение потому, что именно там берет начало жизненный путь каждого из нас. Она учит нас ценить историю, свои корни, свою уникальность. И в каждом таком родном уголке были и есть люди, которые своим трудом, своим отношением к ней сделали все возможное, чтобы этот уголок был лучше и краше.
Свой очерк хочу посвятить славному сыну Якутии, одному из коренных ямщицких потомков — Ивану Иннокентьевичу КОЗЛОВУ.
На живописном берегу красавицы Лены расположилась почтовая станция Бестяхская. Основана она была в числе первых 28 почтовых станций в 1743 году и называлась тогда «Самартайская», так как почту поначалу перегоняли якуты из долины Самартай. В 1770 г. Иркутская губернская канцелярия издала указ об освобождении якутов от отбывания данной повинности, перенеся ее на долю крепостных крестьян из центральных российских губерний и сибирских деревень. В Иркутске проводилась жеребьевка – глава семейства вытягивал бирку с номером станции, куда и должен он был прибыть для прохождения почтовой службы. Так стали заселяться ямские станции Средней Лены.
Первые крестьяне-ямщики, заселившие станцию Бестяхскую, были Козловы, Наумовы, Сергеевы, потомки которых проживают здесь и поныне. Вот в такой ямщицкой семье И.С. Козлова 18 января 1890 г. родился Иван Иннокентьевич Козлов – будущий учитель.
Родоначальниками этого рода были два брата Козловы — Прокопий и Иван, выходцы из Ивановской губернии. В 1771-1773 гг. они с женами прибыли в Табагу, прожили долгую и трудную жизнь. Родили и воспитали много детей, которые впоследствии были расселены по всем ямщицким станциям Средней Лены. У Прокопия с Маврой родилось 3 сына: Василий (1801г.), Иннокентий(1802г.), Николай (1812г.). Василий с женой был причислен к Бестяхской ямщицкой станции. У них народилось семеро детей: 3 дочери и 4 сына. У сына Семена в 1856 году родился сын Иннокентий – отец И.И. Козлова, тот самый Келя, о котором рассказал в своей книге «Бубенцы над Леной», а также о самом быте бестяхских ямщиков П.Н. Харитонов.
Семья Козлова И.С. была большой, в семье было восемь детей. Как впоследствии вспоминал сам Иван Иннокентьевич, семье жилось очень трудно, питания не хватало, одежды не было, помощники – старшие дочери да сын-подросток. Отцу часто приходилось обращаться к ростовщикам и просить в долг деньги за высокие проценты, чтобы прокормить семью. Можно сказать, семья действительно перебивалась с хлеба на воду. Практически одни торбаза были на всех детей.
Но как бы ни были бедны и забиты крестьяне-ямщики, они мечтали о лучшей доле для своих детей.
И вот, к счастью Ивана, его отец с другими немногими ямщиками наняли одного ссыльнопоселенца обучать их детишек грамоте. Школы не было, и учитель переходил из дома в дом тех хозяев, у которых обучались дети. Это продолжалось недолго, так как учитель вскоре покинул деревню. Но маленькому Ване повезло — его определили в Булгунняхтахскую церковно-приходскую школу, где он окончил второй класс. А в 1900 году в самом Бестяхе открылась школа. Она разместилась в доме, предоставленном старостой А.Т. Наумовым. Первым учителем в ней был П.П. Красин. Деревня сразу оживилась. Каждое утро с веселым гомоном бежали ребятишки в школу. Впервые в домах появились книжки, тетрадки, ручки, грифельные доски. Первыми учениками были братья Козловы – Николай и Иван, Наумов Дмитрий, Сергеев Егор, Сергеев Семен, Наумова Пелагея и другие. В школе наряду с такими предметами, как русский язык, арифметика и чистописание, обязательными были Закон Божий, церковно-славянское чтение и пение. Школу часто посещали попы – наблюдатели, проверявшие знания учащихся, главным образом, по Закону Божию. Все церковно-приходские начальные школы находилась в то время в ведении церковного ведомства вплоть до 1917 года. В 1902 году школу посетил уездный наблюдатель церковно-приходских школ, заведующий Якутской второклассной учительской школой иеромонах Алексей Оконешников. После строгого экзамена он отметил успехи братьев Козловых Николая и Ивана. Вызвал в школу их отца и предложил ему отдать сыновей для продолжения образования в городскую школу, где он сам заведовал. Иннокентий Семенович был очень взволнован и доволен, но отдать детей не мог по одной простой причине – Николай был незаменимым помощником отца, а для младшего Вани средств на обучение не было. Тогда заведующий школой предложил принять Ваню на полное казенное обеспечение. Благодаря этому Ваня успешно продолжил в Якутске образование и получил профессию учителя школы грамоты. Но для того, чтобы стать учителем начальной школы, надо было окончить учительскую семинарию, которой в то время в Якутске не было. А Ваня так мечтал стать учителем, мечтал подарить этот прекрасный мир Знаний всем тем, кто его окружает.
Судьба подарила ему эту возможность. По линии Якутского Епархиального Училищного Совета ежегодно отправляли в Иркутскую церковно-учительскую семинарию по три стипендиата – по одному из трех округов: Олекминского, Вилюйского и Якутского из числа учащихся, успешно окончивших второклассные училища. Иван как раз и был таким успешным учеником, но ждать зачисления пришлось целых три года. В течение этих трех лет И.И. Козлов был учителем и псаломщиком в Синске. Сам Иван Иннокентьевич шутил по этому поводу: «Обещанного три года ждут». В 1909 году, выдержав вступительные экзамены по первому разряду, он становится студентом Иркутской церковно-учительской семинарии. В своих воспоминаниях Иван Иннокентьевич пишет, что дважды подвергался опасности быть исключенным из семинарии. Один раз – за чтение книги Л. Андреева «О семи повешенных», второй – за тетрадь с революционными песнями. Но Совет семинарии во главе с ректором архимандритом Зосимой ограничился выговором и снижением оценки за поведение на один балл. Требования к семинаристам были жесткие, особенно тяжело было переносить постоянные богослужения, так как служба длилась по 6-7 часов вечером и столько же часов утром, да еще посты. Кроме этого, в год 2-3 раза устраивались обыски с целью обнаружения неблагонадежной литературы. Вот такую закалку получали будущие учителя России в стенах семинарии.
И вот долгожданное распределение. Якутский Епархиальный Училищный Совет, куда был направлен выпускник Иркутской духовной семинарии Иван Козлов, удовлетворил просьбу бывшего ученика. В 1912 году его назначили учителем-заведующим Бестяхской церковно-приходской школы. Так началась педагогическая деятельность И.И. Козлова, полная тревог, открытий и трудностей. Но трудности только закаляли молодого учителя. Главное — сбылась заветная мечта – быть учителем, «сеять разумное, доброе, вечное». Педагогика стала любимым делом и смыслом всей его жизни.
Из воспоминаний И.И. Козлова: «Как начинающий учитель я столкнулся с рядом трудностей. Во-первых, одновременное ведение 4-х классов. Во-вторых, ученики мои – дети ямщиков, по национальности русские, фактически не владели родным языком, так как разговорным языком в семье был якутский, что объясняется историческим фактом. Это обстоятельство и поныне продолжает отрицательно сказываться на успеваемости учащихся сельских школ. В данных обстоятельствах мне помогало знание якутского языка, что позволяло в нужных случаях прибегать к переводу с русского на якутский и, наоборот, с якутского на русский. Много времени уделялось технике речи, самостоятельной работе учащихся, чистописанию и списыванию с заданием, что способствовало выработке каллиграфии и орфографии. Определенная методика, выработанная годами, позволяла мне успешно проводить занятия во всех классах. К работе часто привлекались старшие учащиеся: они помогали в проверке выполненных заданий, стихотворений, опросе таблицы умножения. Русский язык был загружен излишними буквами, что очень усложняло орфографию. Много учеников пострадало при поступлении в вузы из-за ошибок в употреблении «е» — «ер». Только реформа правописания, последовавшая после Февральской революции, упростила грамматику, освободив ее от лишнего груза ненужных букв. После Октябрьской социалистической революции прекратилось преподавание в школах Закона Божьего, церковно-славянского чтения и церковного пения. Эти два фактора окончательно раскрепостили школу и дали возможность ввести в программу полезные предметы естественного цикла.
В 20-е годы в начальных школах проводились следующие эксперименты: вводилась комплексная система обучения, которая себя не оправдала и в 1931 году была отменена как нарушающая системность обучения и заменена предметной системой обучения. В то же время усиленно рекомендовалось при обучении азбуке применять метод целых слов, широко применяемый в Англии, который также себя не оправдал. В советской школе успешно стал применяться звуковой аналитико-синтетический метод обучения».
Как передового учителя И.И. Козлова в целях улучшения учебного процесса часто направляли в другие школы. Это было неспокойное время — повсюду бушевала гражданская война.
В 1921 г. И.И. Козлов был переведен заведующим в Павловскую двухкомплектную начальную школу. Вот как вспоминает об этом он сам: «Через некоторое время пошли тревожные слухи о том, что с Востока к Якутску идет банда с целью свержения Советской власти. Слухи с каждым днем усиливались. Из Якутска через Павловск навстречу белобандитам выезжали красные отряды. Однажды отряд из 20 человек в Майе попал в засаду. На третий день посланные на выручку бойцы-красноармейцы привезли в Павловск 19 раздетых догола тел. Положение стало крайне тревожным. В Павловск из Якутска прибыл большой отряд красных бойцов для отражения атаки белобандитов. В связи с крайне тяжелой обстановкой поступило распоряжение о закрытии школы и эвакуации учителя и его семьи в г. Якутск. Это было в феврале 1922 года».
По прибытии в Якутск И.И. Козлов назначается членом Комиссии по делам несовершеннолетних, а потом заведующим Детским домом для мальчиков. Вот что пишет он о том времени:
«Зима 1922 года была очень тревожна. На улицах построили баррикады, так как окрестные населенные пункты были заняты белобандитами. Город страдал без топлива, ломали старые дома, дошли до того, что разобрали по отдельным бревнам знаменитую историческую башню Тыгына. Со дня на день с нетерпением ждали отряд из Иркутска. И вот 6 марта 1922 года получили трагическое известие, что между Техтюром и Табагой большой отряд «дедушки»Каландаришвили попал в засаду, убиты сам Дедушка и большинство его бойцов и командиров. Однако прибывшим подкреплением белобандиты не были допущены до города».
Но жизнь продолжалась, надо было воспитывать детей-сирот. И Иван Иннокентьевич впервые в истории детского дома организовывает сапожную мастерскую, чтобы привить трудовые навыки и дать специальность воспитанникам. А весной на бывшей Коковинской даче у озера Ытык Куол организовал и подсобное хозяйство, где силами коллектива и воспитанников был посеян ячмень и посажен картофель – огромное подспорье в те голодные годы. Труд и отеческое отношение к детям-сиротам дали свои плоды: из них выросли достойные труженики. Невольно возникает вопрос: а как он все это сумел организовать? С картофелем и ячменем понятно – он обучен этому с детства. А вот сапожное дело? Ответ находим в его автобиографии: «В Иркутской духовной учительской семинарии, кроме Закона Божьего и основных предметов, преподавались следующие дисциплины: сельское хозяйство (полеводство, животноводство, пчеловодство), труд (столярное и сапожное дело), педагогика (дидактика, психология, методика). При семинарии была своя пасека, на которой мы практиковались. Анатомию вел военврач, физкультуру – отставной офицер. Все эти дисциплины давались как практически необходимые для работы будущих сельских учителей».
В таких тяжелейших условиях гражданской войны и разрухи приходилось работать учителям школ. В те грозовые годы они попросту совершали подвиги, нисколько не задумываясь об этом, ежедневно подвергая опасности себя и свои семьи. Сколько сил, мужества, любви нужно иметь, чтобы в таких условиях давать детишкам знания, приучать их к труду и воспитывать любовь к родной земле. Именно из той полуголодной, полураздетой, но целеустремленной ребятни выросли настоящие труженики и патриоты.
В 1929 году И.И. Козлова назначают инспектором школ 1-го района Якутского округа, куда входили Намский и Западно—Кангаласский улусы. В этом же году была проведена реорганизация улусов в районы. В состав Западно—Кангаласского района были включены Покровская и Иситская волости с административным центром в Покровске. Председателем райисполкома был Бубякин Н.В., завРОНО – Егоров Г.И. Эти годы для работников РОНО были особенно напряженными, так как впервые проводился всеобуч в объеме 4-х классов и ликбез для граждан до пятидесятилетнего возраста. Разъезды по всему району, учёт населения и детей школьного возраста, планирование школьных районов, изыскание помещений для школ, поиски учительских кадров, инструктаж, снабжение учебниками и учебными принадлежностями – все это требовало титанических усилий. Инспектора РОНО, не считаясь со временем, работали по 12-14 часов, а ведь у каждого были семьи. Это была работа на износ. Но благодаря их неустанной кропотливой работе, требующей много сил и энергии, наш район постепенно освобождался от тотальной безграмотности.
В 1931 году И.И. Козлов возглавил ШКМ (Школа колхозной молодежи) в Октемцах. Коллектив подобрался очень дружный, трудолюбивый, молодой. Егорова Екатерина, Павлов Василий, Большев В.М., агроном Авдеев А.Г. Его питомцы стали заслуженными людьми: Трофимов Д.И. – прокурор, Скрябин П.С. – замминистра просвещения, Киприянов Н.К. – директор средней школы, Андреев Н.И. – преподаватель ЯГУ, ветеран ВОВ, орденоносец, Филиппов Д.А. – учитель, инспектор РОНО, ветеран ВОВ, орденоносец, полковник в отставке, Скрябин Е.Ф. – работник кооператива, Егоров – фельдшер.
Через год ШКМ перевели в Покровск, где она была реорганизована в школу-семилетку, директором которой был назначен Шадрин П.И., а Козлов И.И. – завучем и учителем русского языка и литературы. В эти годы Иван Иннокентьевич понес тяжелую утрату – от воспаления легких умирает старший сын Иван в возрасте 20 лет. Но горе не сломило учителя, он с головой погружается в свою работу. Одним из первых разработал методику преподавания русского языка и литературы в якутских школах, постоянно выступал с докладами на районных, республиканских педагогических чтениях, организовывал семинары по обмену опытом. Был награжден Похвальной грамотой жюри «Педагогических чтений» республики за работу «Индивидуальный учет орфографических ошибок учащихся как средство повышения успеваемости по русскому языку». Большой любовью к произведениям русских классиков был проникнут каждый его урок литературы. Вдохновение и интерес педагога передавались его питомцам. Ученики Ивана Иннокентьевича славились прекрасным почерком, красивой правильной речью, хорошим знанием русского языка и литературы.
Человек своим трудом может преобразовать природу. Но труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека. Быть учителем с большой буквы трудно. Надо отдавать самого себя, жертвовать свободным временем, увлечениями, забывать о здоровье, думать об учениках как о собственных детях, принимать близко к сердцу их проблемы. Именно таким учителем остался в сердцах своих учеников И.И. Козлов. Переживая за каждого ученика, Иван Иннокентьевич хотел, чтобы его ученики не утратили стремления к новому, искренности и человечности. Он становился близким человеком, наставником в жизни, учителем в самом широком смысле этого слова.
В какой бы школе ни работал Иван Иннокентьевич, он активно проводил просветительскую работу среди населения: устраивал вечера, организовывал читки и постановки, создавал театральные кружки из числа местной молодежи. Одними из первых участников его театрального кружка была молодежь Улах-Ана: Иванов В.И., Припузов Н.Ф., Припузовы Н.Н., П.Н. и др. Как общественный корреспондент выступал со своими статьями на страницах районной газеты «Ленские маяки», уделял большое внимание исследовательской работе по изучению истории родного края, руководил деятельностью кружка «Краевед».
Учитель на селе – особая личность. Это человек, находящийся в гуще всех событий. Так и Иван Иннокентьевич постоянно находился в эпицентре масштабных событий того времени. Вот как пишет об этом он сам: «Глубокое влияние на мою жизнь и работу оказали Февральская и Октябрьская социалистическая революции. Участие мое в работе Якутского областного комитета общественной безопасности, а также в работе 1-го Областного крестьянско-инородческого съезда, проходившего в марте–апреле 1917 года, где я был делегатом от крестьян Покровской волости, впервые открыло глаза на значение пролетарской революции в деле преобразования жизни на новых социалистических началах. Выступления на съезде вождей революции товарищей Г.И. Петровского, Е.М. Ярославского, Серго Орджоникидзе открыли перспективу общественной деятельности передовой интеллигенции, в частности учителей на селе. С этого момента началась моя общественная работа по переустройству жизни села на новых началах. Время моей педагогической деятельности протекало в тяжелые периоды царизма, гражданской войны против кулачества и бандитизма. Особенно тяжелым был период Отечественной войны, когда возникла проблема нехватки учителей. С 1942 года пришлось мне переключиться на инспекторскую работу. Все пять лет я провел в разъездах по школам, чтобы оказывать практическую помощь молодым неопытным учителям, заменившим ушедших на фронт».
Не было на селе организации, где бы он неучаствовал: председатель партийной ячейки с. Бестях,член Покровского волостного совета общественной безопасности, Якутского комитета общественной безопасности, делегат учредительного съезда областного союза кооперативов «Холбос» (1918 г.), организатор этого кооператива на селе, депутат сельских советов, пропагандист, агитатор, член различных комиссий по землепеределу, отделению хотонов от юрт и изб, по организации колхоза, ликвидации безграмотности, лектор, краевед, общественный корреспондент, член Покровского клуба революционной, боевой и трудовой славы.
Ему посчастливилось быть переводчиком у Серго Орджоникидзе, когда тот отбывал ссылку в Покровске и работал фельдшером Покровской волости.
Знаменателен тот факт, что Иван Иннокентьевич был одноклассником первых якутских революционеров М.К. Аммосова, П.А. Ойунского, И.Н. Барахова по учебе в Якутской учительской школе. А со своим земляком А.А. Наумовым-Назаровым дружил с самого детства. Общаясь с такими товарищами, сам стал активным участником становления и укрепления Советской власти в Якутии.
Учитель и общественник, он всегда пользовался заслуженным авторитетом и уважением среди учеников и сельчан, о чем свидетельствуют их воспоминания. Все они отмечают его профессионализм, высокую культуру, умение найти подход к каждому ученику, ответственность и справедливость.
За свою долгую жизнь И.И. Козлов был учителем, завучем, директором, инспектором в разных селах нашего района: Бестях, Павловск, Улах-Ан, Октемцы, Покровск и г. Якутск. Как методист—наставник помогал многим молодым учителям освоить профессию учителя. Бывшая учительница начальных классов Бестяхской школы Г.И. Патрушева вспоминала, как Иван Иннокентьевич часто посещал ее уроки, проводил с ней проверку техники чтения, диктанта, помогал составить план и ход урока. И все это он делал по доброй воле, ненавязчиво, можно сказать, по-отечески. Все это помогло ей в дальнейшем стать настоящим педагогом.
Находясь на заслуженном отдыхе, учитель всегда оставался в строю: посещал школы, проводил встречи с учителями и учащимися, выступал на митингах, писал статьи в газету. С ним всегда можно было поговорить и посоветоваться. Он умел слушать и слышать – редкое качество в наше время. Таким он и остался в нашей памяти – скромным человеком с большой душой и открытым сердцем! И на любом посту – профессиональной или общественной деятельности – его всегда отличали преданность делу, основательность в решении вопросов, пытливость ума, честность, колоссальное трудолюбие, доброжелательность и тактичность – все качества истинного интеллигента.
Вот что рассказал о нем старожил Бестяха Наумов Д.И.: «Я хорошо помню И.И. Козлова. Это был уважаемый в Бестяхе человек. Очень культурный и внимательный. Он был из ямщицкого рода Козловых. Когда я учился в школе, Иван Иннокентьевич приезжал к нам в школу в качестве инспектора, проверял наши знания. Мы его не боялись, он был очень добрым. Когда я пошел работать на кирпичный завод, то узнал, что директор завода А.И. Козлов – родной брат И.И. Козлова. Иван Иннокентьевич приходил к нам на завод строго двараза в неделю и читал нам лекции по международному положению. Он был очень разносторонний человек, на любой вопрос мог дать ответ. Два брата Козловых И.И. и А.И. сыграли огромную роль в становлении нашего Бестяха: один учил грамоте, второй давал путевку в жизнь на производстве. Почти весь Бестях прошел через их руки и душу. Именно благодаря А.И. Козлову жители нашего села выжили в войну, он сумел уберечь от голода в то трудное время. И они незаслуженно забыты».
Своего любимого учителя вспоминали с теплотой и гордостью его ученики. Он умел раскрывать в своих учениках способности. Вот как пишет об Иване Иннокентьевиче заслуженный работник народного хозяйства, ветеран педагогического труда, Почетный гражданин Хангаласского улуса Саввин Г.Ф.: «Мне было 11 лет, когда я поступил в Улах-Анскую школу, где проучился с 1925 по 1929 год. Улах-Ан тогда был деревней ямщиков, поэтому детей учили на русском языке. Меня по просьбе родителей взял к себе учить Козлов И.И. В классе было около 20 учащихся, некоторые приехали из Табаги и Техтюра. Иван Иннокентьевич детей любил и поддерживал учащихся из местного населения. Он был очень требовательный, справедливый, хороший учитель, учил даже в праздничные дни. Иван Иннокентьевич давал глубокие знания по русскому языку и математике, это очень помогло в дальнейшем в старших классах Октемской школы. Я очень благодарен моему учителю за то, что он дал основу – базу для дальнейшего образования. Козлов И.И. служил примером для подражания не только для меня, но и для всех остальных. Со мной учились Филиппов Д.А., Иванов И.А., Козлов С.Е., Шепелев С.Н. и другие — все они стали известными людьми не только в нашей республике, но и за ее пределами. А я и Лукин Г.П. продолжили дело своего учителя — стали учителями. Я считаю, что Козлов И.И. внес огромный вклад в развитие образования нашего района и республики. И хотел бы, чтобы нашей Улах-Анской школе присвоили его имя». (Это воспоминание было написано Г.Ф. Саввиным в 1997 году — в год 100-летия со дня образования Улах-Анской школы – прим.автора). Семена добра и участия, заложенные с детства, дают хорошие всходы. Саввин Г.Ф. в своей педагогической деятельности всю жизнь следовал примеру своего первого учителя – Козлова И.И. Он выучил и воспитал не одно поколение пытливых, целеустремленных людей, среди которых первый президент Якутии М.Е. Николаев.
У Ивана Иннокентьевича была большая дружная семья: 4 сына и 4 дочери. Все они выросли достойными людьми, работали в различных отраслях народного хозяйства. Две его дочери, Евгения и Гертруда, пошли по стопам отца – получили педагогическое образование и стали заведующими детскими садами. Из всех детей ныне здравствует Шишонкова (Козлова) Г.И., ей 91 год, она проживает в Краснодаре.
Из воспоминаний дочери Садыковой (Козловой) Е.И.: «Семья наша была большая и дружная. Дома был заведен порядок – старшие следят за младшими, помогают матери по хозяйству, у всех были свои обязанности. Папа был очень занятой человек, засиживался над учебными планами и тетрадками до глубокой ночи. Много читал и нас к этому приучил. У нас было много книг, газет и журналов. Очень любил детей, навещал своих учеников, когда они заболеют или начинали отставать по учебе, подтягивал их. У него никогда не было второгодников. Вел большую общественную и пропагандистскую работу среди населения, участвовал в различных съездах, был организатором новой жизни на селе. Работая инспектором, очень много разъезжал по школам района, чтобы помочь молодым учителям стать профессионалами своего дела. Был трудолюбивым и ответственным человеком, все умел по хозяйству: и мебель починит, и обувь сошьет. Увлечением его были книги, рыбалка и охота, на которую он ходил с братом Александром Иннокентьевичем. Очень любил природу, часто мы с ним ходили по грибы и ягоды, на сенокос. Он нам много рассказывал о растениях, тем самым приучал к бережному отношению к природе. Вел дневник, куда записывал все сельские новости. А еще любил семейные посиделки со своими родными братьями и их семьями, с друзьями, на которых звучали народные русские песни. Я горжусь своим отцом, горжусь тем, что он так много сделал для своего села и района. Безмерно рада, что Бестяхская школа заслуженно носит его имя».
Дело народного учителя продолжили его потомки. Сын старшей дочери Марии Ивановны – Гребнев Г.В. –выпускник Государственного центрального ордена Ленина института физической культуры, чемпион г. Москвы по вольной борьбе, мастер спорта СССР, талантливый организатор, патриот своей земли. Жаль, что рано ушел из жизни. Математиком стала внучка Гертруда Бокова, филологом — внучка Елена Сергеева, отличник РС(Я), психологом — правнучка Татьяна Соколова, отличник РС(Я), воспитателем — правнучка Анастасия Клепикова, преподавателями музыки — правнуки Олег и Иван Боковы. Правнук С.Г. Гребнев — преуспевающий предприниматель, депутат Хангаласского райсовета, лауреат премии «Человек труда» 2024 года. Он много сил и времени уделяет благоустройству родного города и района, чтит память своих предков как по отцовской линии, так и по материнской, его деды – известные всей республике люди. С.Г. Гребнев является спонсором многих спортивных и культурных мероприятий города и района, помогает школам, где учился сам и где учились его предки. Человек душевной красоты и силы, он делает всё для того, чтобы процветала наша родина – наша Хангаласская Земля.
Такие нравственные качества, как целеустремленность, ответственность, умение доводить начатое дело до конца, оптимизм, вера, доброта, способность прийти на помощь в трудную минуту, умение организовать людей на благие дела, унаследованы потомками от своих знаменитых предков, которые в 17 веке пришли сюда из центральной России и прославили эту землю своим трудом.
Жизнь И.И. Козлова – пример бескорыстного служения Родине и народу, преданности и самоотдачи любимому делу. Он внес неоценимый вклад в развитие образования и экономики района, республики. Его педагогическая и общественная деятельность была высоко отмечена советским правительством: заслуженный учитель школ РСФСР и ЯАССР, отличник народного просвещения РСФСР, кавалер орденов Ленина и «Знак Почета», трижды награжден Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета Якутской АССР, Почетный гражданин Орджоникидзевского района. Орден Ленина И.И. Козлову в числе 18 передовых педагогов Якутской АССР в 1939 г. вручал сам М.И. Калинин — наш Всесоюзный староста, Председатель Верховного Совета СССР.
Это был истинный патриот и настоящий интеллигент славной эпохи, оставивший яркий след на родной северной земле.
Сегодня Бестяхская средняя общеобразовательная школа по праву носит имя выдающегося педагога И.И. Козлова. И мы, потомки, гордимся своим дедом и прадедом!
Елена СЕРГЕЕВА.