В октябре мы отмечаем один из самых замечательных праздников — День учителя. Поздравляя всех с этим праздником, со страниц нашей газеты хочу рассказать про своих учителей.

Каждому ребёнку важно тёплое отношение взрослых, и если взрослые относятся доброжелательно и искренне к детям, то у детей возникает потребность постоянного общения с ними, особенно со своими учителями. Ведь детствоэто жизненный этап подготовки к самостоятельной, взрослой жизни. Мне повезло, у меня были очень хорошие учителя. И я всегда вспоминаю их с благодарностью! 

Учиться мне пришлось в четырёх разных школах. В первый класс я пошёл в начальную школу микрорайона Звероферма, там нас с первого по третий класс учила Инёшина Зинаида Федосеевна. В нашей деревне она была очень уважаемым человеком, на её уроках было интересно, много читала нам вслух, любила водить нас на прогулки по лесу, и благодаря ей мы впервые пришли на каток, который старшие ребята расчищали на Лене.  Потом уже, обучаясь в институте на педагогическом факультете, я узнал,как важен учитель в начальном звене для формирования в ребёнке потребности обучаться и узнавать новое. В дальнейшем учеба мне давалась легко, да и с классными руководителями и учителями-предметниками, как выше писал, мне везло.

4-й и 5-й классы я обучался в Мохсоголлохской средней школе, классным руководителем была Зайцева Елизавета Михайловна, учитель русского языка и литературы. В классе обучались дети посёлка, дети со Зверофермы и дети, которые воспитывались в Детском доме. Елизавета Михайловна ко всем нам относилась с заботой и любовью, а класс был очень дружным. Если её предмет мне не очень нравился, но то, как она говорила, читала рассказы и стихи для нас, это мне запомнилось на всю жизнь. Под руководством своего классного руководителя мы активно участвовали во всех школьных мероприятиях и соревнованиях. Я не помню, чтобы наш классный руководитель повышала на нас голос, не помню не единого случая вызова родителей по какимлибо детским шалостям

Конечно же, и другие учителя-предметники Мохсоголлохской средней школы запомнились своим профессиональным подходом и доверительным отношением к детям. Мы совсем не пропускали уроки физкультуры, не было понятия «освобождён от уроков физкультуры». Уроки, которые мастерски проводили Урюпина Альбина Леонидовна и Рыбалко Геннадий Тимофеевич, отличались высокой подвижностью, никто из учеников не стоял в стороне, учителя всем уделяли внимание, каждый старался выполнять упражнения правильно и повышать свои спортивные результаты. Уже став дипломированным специалистом, я общался с Геннадием Тимофеевичем, и мы с ним очень легко осуществляли свои задумки, организуя соревнования и матчевые встречи по хоккею между школьниками Якутска и Мохсоголлоха.

Микрорайон Звероферма до 1976 года был в составе Мохсоголлохского поселкового совета, затем его перевели в состав Покровского поселкового совета.  Соответственно, школьников микрорайона стали возить в покровские школы, среднее звено в КылБастах, в восьмилетнюю школу, а старшеклассников в Покровскую среднюю школу.  В Кыластахской восьмилетней школе я учился 6-7 классы.  Школа была деревянной, одноэтажной, параллелей не было, и после большой Мохсоголлохской школы в ней обучаться как будто было тесновато. Но эти недостатки с лихвой компенсировали увлечённые учителя. Классным руководителем была Герасимова Клара Гаврильевна, учитель математики. Это у неё на уроках я полюбил математику и геометрию. Клара Гаврильевна не только хорошо преподавала свой предмет, но и проводила с нами очень много внеклассных занятий, мы под её руководством часто ходили в походы, иногда с ночевкой в палатках, фотографии тех лет хранятся в моем школьном альбоме. Географию и биологию преподавали супруги Семеновы Валерий Романович и Ольга Николаевна. Когда встречаемся с Валерием Романовичем, то всегда с теплотой вспоминаю его период работы в Кыластахской школе, ведь он после меня был учителем и классным руководителем у моих братьев. В 7 классе я вступил в ряды ВЛКСМ и был избран секретарём комсомольской организации школы. После 7-го класса Клара Гаврильевна порекомендовала мне пойти учиться в физико-математический класс Покровской средней школы. Летом 1979 г. было организовано тестирование, после которогоучитель физики Покровской средней школы Раиса Егоровна Тимофеева огласила список, в том числе и меня, кто поступил в физматкласс.

Нас приняла большая школа, куда со всего района в один класс собрали учащихся, увлекающихся физикой и математикой, детей, которые любили эти предметы. Всех преподавателей я помню очень хорошо и безмерно им благодарен, и не только тех, кто с нами занимался на уроках, но и тех, кто занимался с нами в учреждениях дополнительного образования. В первую очередь это, конечно же, наш классный руководитель Тимофеева Раиса Егоровна.  Она преподавала физику, её уровень подачи предмета соответствовал преподаванию в вузе, по два урока физики ежедневно проходили как лекции в институте, и мы обязаны были конспектировать урок, затем в домашней работе дополнять новой информацией на специально оставленных полях. Чтобы мы успевали конспектировать, Раиса Егоровна учила нас заменять слова различными математическими и физическими символами, что очень хорошо помогло, когда пришло время учиться в вузе.  Строго спрашивала по каждой теме и получить у неё оценку «хорошо» было большой радостью, она говорила: «Знаю, что моя четверка в институте будет пятёркой». Раиса Егоровна любила свой предмет, преподавала с настроением, индивидуально подходила к каждому ученику, учитывая его способности. Я любил на уроках слушать учителей, но вот с каким эмоциональным, небезразличным настроем и тоном наш классный руководитель с нами общалась — не передать! Есть уроки, которые полностью запомнились мне. На протяжении трёх лет, кроме общения с Раисой Егоровной на уроках, мы много времени уделяли общению на различных мероприятиях, проводимых как в самой школе, так и вне ее стен, мы обязательно и весной, и осенью ходили в походы, иногда с ночёвкой. Было у нас своё любимое место на горке, озеро Карасёвка за полями ЯНИИСХ, куда мы любили ходить каждую весну и осень, туда же заглядывали, уже став студентами. 

Так сложилась судьба, что наше общение с Раисой Егоровной после завершения моего обучения в институте возобновилось, мы часто встречались и обсуждали не только вопросы образования и воспитания, но и различные проекты. Вместе работали и реализовывали идеи, радовались тому, как они воспринимаются педагогическим сообществом, в течение трёх лет вместе издавали журнал Министерства образования РС(Я) «Народное образование». Мне очень дороги те годы, сейчас уже нет Раисы Егоровны рядом, и пустоту эту невозможно заполнить кем-либо.

Алгебру и геометрию преподавал у нас Шишигин Спиридон Спиридонович, уроки его отличались большой демократичностью, на каждом уроке мы могли сидеть за любой партой, и, если на физике у нас была абсолютная тишина, то на уроках математики стоял гул от наших обсуждений при решении задач и теорем. Мне особенно запомнилось доказывать теоремы методом «от противного», я и сейчас на многие вещи смотрю вначале таким методом. Мы участвовали вшкольных, улусных предметных олимпиадах, из учащихся физматклассов формировалась сборная района, и я благодарен Спиридону Спиридоновичу за то, что он поверил в меня и включил в 10 классе в сборную района для участия в республиканской олимпиаде по математике.                       

Русский язык и литературу нам преподавали два отлично знающих свои предметы учителя — Людмила Дмитриевна Элляева и Ангелина Васильевна Кривых. Ангелина Васильевна находила время для индивидуальных занятий со мной лично, назначала время, и я покорно приходил на дополнительный урок. 

Горохова Светлана Еремеевна вела химию, на её уроках мы действительно «химичили», хотя не все понимали разные формулы веществ, но на химию ходили с удовольствием, и уроки проходили очень интересно. Знания, полученные на уроках химии, мне помогли в институте, где одной из основных дисциплин была биохимия. 

Начальную военную подготовку преподавал Гуляев Дмитрий Дмитриевич, он же и был основным организатором районных 5-дневных военно-полевых сборов. Авторитет Дмитрия Дмитриевича среди подростков был непререкаем, к нему на урок все приходили в единой форме защитного цвета, каждый класс обозначался как взвод и во взводах было по три отделения, у которых были свои командиры. Благодаря знаниям и навыкам, полученным на уроке НВП, в последующем ребята очень быстро втягивались в армейскую жизнь, когда пришло время служить в рядах Советской армии.

Помимо занятий на уроках, мы занимались в кружках, в спортивных секциях, в различных творческих объединениях, выбор был широкий. В школе я занимался разными видами спорта под руководством Маркова Гаврила Викторовича, Анисимова Александра Семёновича, Галибарова Гумара Вениаминовича, танцами в танцевальном коллективе «Молодость Эркээни» под руководством Романовой Василисы Егоровны, в вокальной агитбригаде под руководством Якушева Геннадия Федотовича. Под их руководством мне пришлось испытать радость побед на районных и республиканских соревнованиях и конкурсах.

Большую роль в моем становлении сыграл комсомол. В школьные годы мне довелось быть комсоргом класса, секретарём школьной комсомольской организации, участвовать в различных мероприятиях, конференциях,проводимых райкомом комсомола. Одним из талантливых организаторов в райкоме была Скрябина Наталья Филипповна, она занималась с молодыми комсомольцами нашей школы. Наталью Филипповну я по праву причисляю к своим учителям!

Увлекательная учеба в физико-математическом классе, дополнительные занятия в кружках и спортивных секциях, множество различных мероприятий и соревнований в Покровской средней школе дали нам хорошую базу для поступления в высшие учебные заведения, все мои одноклассники поступили в вузы от Риги до Хабаровска, стали профессионалами в своих отраслях, имеют ученые степени, различные звания и награды. И все это благодаря нашим учителям! Большое спасибо за ваш труд, дорогие мои Учителя! 

         Афанасий Владимиров.