Осенний лед в период с октября по декабрь, то есть до наступления устойчивых морозов, непрочен. Скрепленный вечерним или ночным холодом, он еще способен выдерживать небольшую нагрузку, но днем, быстро нагреваясь от просачивающейся через него талой воды, становится пористым и очень слабым.
Как правило, водоемы замерзают неравномерно: сначала у берега, на мелководье, в защищенных от ветра заливах, а затем уже на середине. На озерах, прудах, ставках (на всех водоемах со стоячей водой, особенно на тех, куда не впадает ни один ручеек, в которых нет русла придонной реки, подводных ключей) лед появляется раньше, чем на речках, где течение задерживает льдообразование. На одном и том же водоеме можно встретить чередование льдов, которые при одинаковой толщине обладают различной прочностью и грузоподъемностью.
В последнее время увеличивается приобретение населением снегоходной техники. С началом ледостава в республике уже имеются несчастные случаи со смертельным исходом.
Ежегодно тонкий лед становится причиной гибели людей. Как правило, среди погибших чаще всего оказываются рыбаки. Избежать происшествий в период тонкого льда можно, если соблюдать правила безопасности.
Правила безопасности предписывают не пересекать на снегоходе замерзшие водоемы — есть опасность провалиться вместе с машиной под лед. Даже если ледяной покров крепок, учитывайте, что у гусеницы и лыж сцепление с ледяной поверхностью становится гораздо меньше, чем со снегом. А значит, снегоход будет хуже слушаться водителя в поворотах, при ускорении и торможении. Если вы все-таки решились пересечь озеро или реку по льду, сначала проверьте лед и удостоверьтесь, что он крепкий. Печально, но факт: большинство аварий со смертельным исходом – случаи, когда водитель проваливается под лед и тонет.
Снегоходные маршруты порой проходят по руслам замерзших рек. Езда по льду рекомендуется только во второй половине зимы, когда лед уже крепкий.
Ситуации, когда снегоход может оказаться в воде, встречаются довольно часто. Виной тому коварство снежного покрова и беспечность владельцев техники. Снег отлично сглаживает неровности, маскируя трещины и полыньи. Еще сложнее с ходу определить толщину льда на водоеме. Поэтому опытный водитель снегохода никогда не остановится в сомнительном месте и уж тем более не будет там совершать маневры.
Соблюдение правил безопасности также относится к машинистам самоходных машин и тракторов. Руководителям организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и т.д.необходимо обеспечить безопасную эксплуатациюсамоходных машин, запретить движение тракторов по необорудованным ледовым переправам.
При движении тракторов на переездах через реки и озера по льду необходимо проверять его состояние и толщину. Движение по льду трактора массой до 10 тонн разрешается при толщине льда не менее 400 мм, а массой до 15 тонн при толщине льда на менее 500 мм. Лед должен иметь раковистую структуру, при образовании игольчатой структуры движение по льду запрещается. Расстояние между движущимися тракторами массой до 15 тонн должно быть не менее 50 м.
Одна из самых частых причин трагедий на водоёмах — алкогольное опьянение. Люди неадекватно реагируют на опасность и в случае чрезвычайной ситуации становятся беспомощными.
Выходя на лед, нужно быть крайне внимательным и соблюдать меры безопасности!
Если Вы стали очевидцем несчастного случая на водном объекте или сами попали в аналогичную ситуацию и существует возможность сообщить о происшествии, срочно обращайтесь за помощью с мобильного телефона в «Службу спасения» – 112.
Инспекция гостехнадзора по Хангаласскому улусу.