По истечении времени по-новому открываются те или иные исторические события, обнаруживаются новые грани прошлого, неизвестные доселе черты отдельных деятелей истории.В последние годы в Хангаласском улусе идет активная работа по изучению исторической личности Мазары Бозекова. Жизнь и деятельность первого хангаласского князца прошла в эпоху царского периода хангаласского князца прошла в эпоху царского периода нашей страны.
В Жерском наслеге недавно состоялся межулусный круглый стол с участием представителей органов власти, ученых, краеведов, учителей и писателей из Хангаласского, Намского, Мегино-Кангаласского улусов, который посвятили изучению первой якутской депутации в Москву.
В этот день участники мероприятия посетили исторические места – так называемую природную веранду, где захоронены сам Мазары и его родственники. Историю раскопок и находок в данной местности рассказала научный сотрудник института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Александра Прокопьева. В ходе ее рассказа автор этих строк пришел к выводу, что одно дело, когда ты слушаешь лекцию в аудитории, и совсем другое — когда находишься прямо напротив Тюэкэй Быраана и как бы созерцаешь жизнь и быт предков того времени. В былые годы здесь было обнаружено около 30-ти захоронений, из которых самой богатой является могила Мазары. Похоронен он был в русской одежде, подаренной ему государем Федором Алексеевичем (Романовым).
Далее гости посетили музей Улах-Анской школы им. А.И. Притузова, где учитель и краевед Вячеслав Спиридонов провел интересную экскурсию.
Имена Мазары Бозекова и его товарищей необходимо восстановить в благодарной памяти народа
Работа круглого стола началась с презентации фильма краеведа и учителя Ойской школы Прокопия Ноговицына, посвященного Мазары Бозекову, после чего Прокопий Романович рассказал о работе над фильмом.
Участники просмотрели также видеообращение доктора исторических наук Андриана Борисова, находившегося в тот момент в командировке в Москве.
«Время, в котором выпало жить и трудиться Мазары Бозекову, было очень сложным, — сказал Андриан Борисов. — Начиная с 1630-1640 г.г. Якутия вошла в состав России. Весь народ, став подданными царя российского, стал платить ясак (налог пушниной). Помимо этого, тогдашние якуты обеспечивали чиновников — «служилых людей» — лошадьми в их поездках. Это было делом государственной важности. Со временем сборщики ясака стали бесчинствовать, даже заставляли людей платить ясак за своих умерших родственников. Повысилась смертность, участились побеги на Север, и население центральных улусов сильно сократилось. Из-за бесчинств со стороны служилых людей возникали мятежи, и якутские тойоны пришли к единомыслию — нужно разговаривать с царем России и ставить перед ним проблему народа».
В течение 40 лет элита народа саха пыталась выстроить диалог с Кремлем, но все их письма оставались безответными. И только 30 апреля 1676 года в Якутск была отправлена грамота царя Федора Алексеевича, в которой якутскому воеводе Андрею Барнешлеву было велено организовать поездку представителей якутской знати в Москву, обеспечив их безопасность и особые благоприятные условия поездки. 17 января 1677 года Мазары Бозеков, Нокто Никин и Трек Орсукаев были приняты царем Федором Алексеевичем. Они передали царю требования, главным из которых было предоставление тойонам права судить «малые дела», просили освободить от уплаты ясака за умерших родственников, запретить перевоз местного ясачного населения в Подгородную волость Томского уезда и т.д. Кроме того, предложили взять под свой контроль сбор ясака из-за злоупотреблений царских сборщиков. В 1679-1680 г.г. в Москву снова направилась депутация якутов (Мазары Бозеков, Чука Капчинов и Чугун Бодоев). Самым крупным успехом якутского представительства было то, что оно добилось издания специального царского указа от 9 февраля 1677 г., согласно которому устанавливался новый порядок рассмотрения судебных дел в улусах. Все судебные дела, касающиеся населения близких к городу Якутску улусов, рекомендовалось рассматривать «в съезжей избе», то есть самим воеводам. Дела же, относящиеся к выходцам из дальних улусов, подлежали разбирательству сборщиками ясака. При этом последние должны были рассматривать только «малыя дела», то есть дела об исках от 2-х до 5-ти руб.; дела же об исках свыше 5 руб. и об убийствах, независимо от расстояния и их характера, должны были быть «посланы прямо к воеводе». Сборщикам ясака, по указу, рекомендовалось рассматривать судебные дела якутов только при участии князцов и «лутчих» якутов: «А в далных ясашных волостях и зимовьях ясашным зборщиком иноземцов судить по их иноземскому челобитью не в болших исцовых делех в двух или в трех или в пяти рублех вместе с их иноземскими князцы и с лутчими людми, а без их, князцов и лутчих людей, однолично ясачным зборщиком и в малых делех не судить, чтоб иноземцом от зборщиков, которые посылаютца, убытков и обид не было». (Из текста высочайшего указа – авт.).
Так якутская знать заступилась за народ, что постепенно привело к облегчению налогового бремени и прекращению бесчинств царских служилых.
В ходе круглого стола с интересными докладами выступили научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Александра Прокопьева, главы: Егор Исаков (глава Жерского наслега предложил добиться установления памятной доски в Грановитой палате Московского Кремля, где царь принимал якутскую депутацию), Наум Устинов (Немюгинский наслег), председатели совета районных советов депутатов: Хангаласского улуса — Анатолий Антонов, Намского улуса — Алексей Алексеев, Усть-Алданского улуса — Иван Аммосов, также научный сотрудник Усть-Алданского краеведческого музея Зоя Белолюбская, общественник Ермолай Скрябин, краевед Михаил Ситников и др. Делегация Усть-Алданского улуса, депутат и блогер из Мегино-Кангаласского района Михаил Масаха участвовали дистанционно. Модератором круглого стола выступил глава Егор Исаков.
Докладчики пришли к единому мнению, что жизнь и деятельность Мазары Бозекова и его товарищей – князцов Намского, Мегино-Кангаласского, Усть-Алданского улусов очень мало изучена и малоизвестна широкому кругу жителей республики. А ведь эти исторические личности во многом облегчили жизнь якутского народа, построив мост «федеративных отношений» между Якутией и Москвой. Исходя из этого краеведы считают необходимым объединить усилия по изучению жизни и исторической роли якутских князцов, приурочив эти исследования к предстоящему 400-летию вхождения Якутии в состав России (в 2032 году) и 350-летию первой депутации якутов в Москву.
Кирилл Черепанов.
Фото автора.
На снимках:
- Александра Прокофьева рассказывает о захоронениях родни Тыгына;
- Природная веранда Тюэкэй Барабана;
- Экскурсия в школьный музей;
- Одежда, сшитая по образцу времён Мазары;
- Началась демонстрация фильма «Маһары»;
- Круглый стол модерирует Егор Исаков;
- Слово имеет Анатолий Антонов.