28 марта в МБОУ «Покровская СОШ №3-ОЦ с УИОП» завершился IV Педагогический конгресс «Единая система образования: вызовы, возможности, стратегии развития в муниципальном контексте».
Основной целью проведения конгресса является создание открытой площадки диалога и сотрудничества, объединяющей педагогическое сообщество, управленцев, экспертов, ученых, представителей органов власти, бизнеса и общественности, для разработки стратегий развития муниципальной системы образования в условиях новых вызовов и возможностей.
Нынешний конгресс прошел в интересном формате и впечатляющем масштабе – это 7 разных секций, более 200 участников, среди них руководство Министерства образования и науки, Министерства предпринимательства, торговли и туризма, Института развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского-II, центра «Мой бизнес», представители СВФУ им. М.К. Аммосова, преподаватели профессиональных образовательных организаций, учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования.
Самым ценным для педагогов стало выступление Елизаветы Анатольевны Мартыновой, возглавлявшей районное управление с 2010 по 2022 годы: «Только слаженная работа руководителей образовательных учреждений и педагогов позволяет реализовать такие масштабные проекты, как «Пять китов образования». В качестве одного из примеров можно привести показ театрального представления по мотивам олонхо детей Октемской СОШ им. П.И. Шадрина, в нем отражена и «Музыка для всех», и танцы, и дебаты, и «Рисуем все». Нам очень повезло, что Хангаласский улус вошел в проект социального воздействия Высшей школы экономики. Для учителей, педагогов, школ это был уровень, когда мы поняли, что можем говорить с Москвой на одном языке. Наши лучшие практики были интересны для москвичей, а общение с ними дало нам очень большое методическое подспорье. Во всех конгрессах мы приглашали очень интересных лекторов, были познавательные лекции. Благодаря инициативе уважаемого нами Михаила Ефимовича Николаева мы с вами смогли провести такой объем работы».
В своем выступлении первый заместитель министра образования и науки Алевтина Петровна Аргунова отметила опыт хангаласских педагогов и их вклад в развитие региона: «Сегодня система образования объединяет, консолидирует и координирует все заинтересованные стороны. Это и родители, и общественность, и органы исполнительной власти. Образование — это важнейший фактор для социально-экономического развития региона. Нужно дать должное Хангаласскому районному управлению образования, педагогической общественности улуса, которые внесли свой неоценимый вклад. Наша республика была представлена как один из лучших субъектов реализации проекта социального воздействия. Здесь очень большую работу провела Елизавета Анатольевна Мартынова. Мы думаем, что имеющийся на сегодня опыт системы образования Хангаласского улуса послужит своеобразным толчком для развития единой системы образования Республики Саха (Якутия) до 2030 года. В конце 2023 года глава региона Айсен Сергеевич Николаев подписал соответствующий указ. Единая система образования республики от детского сада до университета должна работать на опережение, со ориентировать на новую экономику и качество жизни. Нам были озвучены новые вызовы и ориентиры — развитие информационной безопасности, проблемы внедрения искусственного интеллекта. Сегодня у нас в разработке находятся проекты, в которых участниками являются педагоги и родительская общественность. Примечательно, что на площадке педагогического конгресса обсуждали один из стратегических документов, который будет разработан – развитие дошкольного образования. Думаю, все озвученные идеи будут услышаны широкой педагогической публике и принесут свои плоды».
Высокий уровень работе педагогического конгресса придали федеральные эксперты, которые специально приехали в Хангаласский улус. Они поделились с нашими педагогами своими наработками и дали высокую оценку работе конгресса. Так, проректор по науке АНО ДПО «Международная педагогическая академия дошкольного образования» (г. Москва), спикер секции «Развитие дошкольного образования в России до 2030 года» Ирина Комарова поделилась своими впечатлениями:
«Мы фактически работаем недолгое время, когда дошкольное образование стало законодательно утверждено как начальный ступень образования. Произошли очень много законодательных изменений, изменения в структуре науки, психологии, педагогики. Министр просвещения Сергей Кравцов на II Всемирной конференции ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста (г. Ташкент) осветил основные направления развития дошкольного образования в России как следующие: развитие инфраструктуры, уделение повышенного внимания к инклюзивному образованию, работа с родителями, усиление контроля министерств над дошкольным образованием, признание этнопедагогики как базовым предметом для дошкольных учреждений, воспитание детей в национально-патриотических традициях, работа с кадрами. Я бы хотела, чтобы по итогам нашей работы был разработан детальный план, в котором будут учтены цели, задачи, обозначены ответственные исроки по основным направлениям развития дошкольного образования».
Доцент кафедры дошкольного образования ГБОУ «Институт развития образования Краснодарского края», спикер дискуссионной лекции «Субъект в дошколке» Юлия Илюхина:
«Все эти дни мы погружались в сложную, новую тему для дошкольного образования – тема поддержки детской субъектности в образовательном процессе. Каждый день был прожит с определенным акцентом. На мой взгляд формат IV педагогического конгресса очень удачный. Потому что соединены разные варианты активности. Есть и стратегические сессии для более глубокого, интеллектуального погружения, есть формат практического погружения. Мне очень приятно, что на первой и последней части конгресса соединяется вся система общего образования, в том числе дошкольный. Это показывает, что мы полноправный уровень образования, что мы не оторваны от школы, и школы не оторваны от нас. Большие впечатления от Якутии, приехала в первый раз, от того гостеприимства, которое мне было оказано детскими садами, я успела посетить многие учреждения. Каждый из них поражал уважением к вашей традиции, национальным компонентам, к культурному наследию. Вот это теплое ощущение от коллег, конечно, компенсировало те тысячи километров, которые я преодолела. Очень много детских садов идут в ногу со временем, показывают даже такие практики, которых нет ни в одном саду в центральной части России. Я достаточно много езжу по стране, те детские сады, которые посетила могут гордится, что они находятся на передовой».
Декан факультета довузовского образования и профориентации СВФУ им. М.К. Аммосова, спикер «Почему профориентация не работает и какой она должная быть?» Светлана Федорова:
«Мне очень понравилась программа конгресса. Потому что тема профориентации шла сквозным мероприятием по всему конгрессу. Были дискуссии, мастер-классы, стратегическая сессия по разработке дорожной карты. Посыл государства о профминимуме был внедрен с 1 сентября 2023 года во всех школах России. Эта проблема назрела давно, внедрение в школы единой модели профессиональной ориентации или профминимума. Сегодня Министерство просвещения предлагает трёхуровневую модель – это базовая, основная и продвинутая. Все школы Хангаласского улуса уже начинают работать по ней. Мы договорились с районным управлением образования, со школами улуса, что будем работать в этом направлении, будем друг друга обогащать. Профессиональное самоопределение человека, личности – это очень широкое понимание и мое глубокое убеждение, что главная цель школы помочь человеку профессионально определиться. Помочь найти молодому человеку именно ту деятельность, которая будет ему нравится, будет раскрывать его способности и таланты, его потенциал».
Важные факторы влияния на академическую успешность обучающегося рассмотрели на одноименной сессии. В работе сессии в формате онлайн спикерами участвовали Татьяна Ищенко, проректор по научно-методической деятельности Красноярского краевого ИПК, Галина Глинкина, профессор Российской академии естествознания.
В панельной сессии «Социальная успешность обучающегося» спикерами выступили Евгения Никифорова, старший преподаватель кафедры воспитания и дополнительного образования ИРО и ПК им. С.Н. Донского-II, Нюргуяна Макарова, руководитель Регионального центра «Навигаторы детства Республики Саха (Якутия)».
Вопросы развития школьного предпринимательства обсудили на панельной сессии «Предпринимательское образование». Спикерами выступили Петр Никифоров, руководитель отдела предпринимательства министерства предпринимательства торговли и туризма, Светлана Колодезникова, начальник отдела инициативного бюджетирования Министерства финансов.
Новые подходы к выбору профессии рассмотрели на дискуссионной сессии «Почему профориентация не работает и какой она должная быть?». Спикерами выступили Сергей Сысолятин, директор Колледжа цифровых технологий «Айтыын», Светлана Федорова, декан факультета довузовского образования и профориентации СВФУ им. М.К. Аммосова.
По итогам работы всех 7 площадок будет составлена общая директива, в которую запланировано включение идей и предложений участников конгресса: кадровое наполнение сельских ДОУ; создание центра по инклюзивному образованию; организация мероприятий, направленных на развитие профессиональных компетенций; создание педагогических обучающих сообществ; прохождение курса для педагогов «Академическая и жизненная успешность обучающихся»; разработка муниципальной программы для поддержки педагогов; усовершенствование механизмов межведомственного взаимодействия, сотрудничества с общественными организациями и социальными институтами; совершенствование механизмов по выявлению одаренности детей; разработка целевой программы развития профессионального потенциала педагогов и обучающихся через повышение квалификации и их участие во всероссийских и в международных мероприятиях и другие.
Пресс-служба Хангаласского РУО.