Воспитание патриотизма начинается с изучения истории родного края

#малаяродина

В настоящее время роль исторического краеведения усиливается с актуализацией интереса к истории в целом, необходимостью привлечения широких масс населения к изучению истории родного края. Приобщение школьников к изучению истории родного края наиболее плодотворно можно организовать в летний период. Мы считаем, что летняя школа может стать хорошим условием приобщения обучающихся к вопросам изучения истории малой родины, которая будет обеспечивать эффективное удовлетворение образовательных и воспитательных потребностей трех участников процесса детей, родителей, школы.

Первые шаги в нашем лицее были сделаны в 1998-1999 учебном году, когда летом, по предложению директора школы-гимназии Ноговицыной В.П., мы организовали маленькую, но работоспособную экспедицию из числа обучающихся 7-9 классов (Баишева Лена, Иванов Коля, Прохорова Таня, Скрябин Елисей и Сафронеев Слава) с целью собрать материал об истории нашей школы. Нужно было найти ответ на вопрос: какими достижениями и традициями богата история школы? Экспедицию под стать вышесказанным положениям решили назвать «Поиск». За 2-3 недели деятельности летней школы была проделана достаточно объемная работа по сбору материалов. Ребята встречались состарожилами села, вели беседу, проводили анкетирование, собирали воспоминания, бралиинтервью. Наши респонденты предоставляли вещественные источники, рассказывающие об истории школы, фотографии из семейных альбомов, предметы быта и т.д. В итогеподготовили альбом-рапорт о деятельности первой экспедиции школьников «Поиск», тем самым положили начало изучению истории первой школы Хангаласского улуса и внесли первую лепту. Из тех первых ребят вышли отличные специалисты и просто хорошие люди. С тех пор прошло немало времени, и в 2014 году материалы, которые были собраны в той экспедиции, вошли в содержание первой главы книги об истории школы «Первая в улусе».

Следующей страницей приобщения к изучению родного края можно назвать летнюю школу, которая была организована Физико-математическим форумом «Ленский край» (сегодня МАН РС(Я)). На базе Библиотекиархива Первого Президента РС(Я) М.Е. Николаева (Николаев-Центр) начали заниматься обучающиеся не только нашей школы, но и ребята из других улусов врамках I летней проектной школы (ЛШП)«Сотворение будущего». I ЛШП начала работать с июля 2012 года. Были созданы секции (площадки) по направлениям: физико-технические,информационнотехнологические, гуманитарные.Проекты были направлены на изучение роли первого Президента РС(Я) М.Е. Николаева в новейшей истории Якутии. Наша секция называлась «Уроки первого Президента», в нейприняли участие дети трех школ республики: Хатырыкской СОШ, Жиганской СОШ и Октемского лицея. Ребята слушали лекции преподавателей и занимались изучением роли М.Е. Николаева в современной истории Якутии. Одними из интересных стали лекции доктора социологических наук У.А. Винокуровой. Она в увлекательной форме рассказывала о создании государственных символов республики, одним изразработчиков которых была сама. По завершении работы школы проектов учащиеся секции «Уроки первого Президента» защитили презентацию «Реализация положений Декларации о государственном суверенитете ЯАССР от 27 сентября 1990 г.».

В нашем образовательном учреждении в 2023-2024 учебном году было решено возобновитьсистемную деятельность летних школ. Была разработана программа «Төрөөбүт түөлбэбит ыллыктарынан», рассчитанная на детей 1114 лет. Основная цель школы: изучение истории родного Октемского наслега с точки зрения исторических, географических, природных, культурных, экономических и социальных аспектов. Программапомогла познакомиться с народными обычаями и традициями, ремеслами, достижениями народных умельцев. Летняя школа стала началом приобщения обучающихся Октемского НОЦ к вопросам изучения истории малой родины, которая будетобеспечивать эффективное удовлетворение вобразовательных и воспитательных потребностяхтрех участников процесса (детей, родителей, школы). Наиболее запоминающимисямероприятиями для ребят стали встречи с известными людьми Октемского наслега, например, Р.П. Сысоевой, местной активисткой, автором стихов о родном крае. Она рассказывала об уникальном памятнике времен Великой Отечественной войны — Сэргэ Победы, который был установлен в 1945 г. в честь победы над фашистской Германией во время первого послевоенного ысыаха. Думаю, что и встреча с удивительным человеком народным мастером изготовления национального музыкального инструмента (хомуса) И.И. Христофоровымоставила глубокий след в их памяти. Ребята,побывав в мастерской, были приятно удивлены мастерством умельца, им понравилось самим попробовать свои силы при изготовлении хомуса.Убедились, что изготовление этого инструмента настолько кропотливое и интересное занятие.Кроме того, Иван Ильич очень доходчиво рассказывал о каждом хомусе, демонстрируя свою коллекцию варганов разных народов мира. Большое впечатление и удовлетворение ребятаполучили и от выездных экскурсий по родному Хангаласскому улусу. Это посещение священнойместности Куллаты, села Еланка, музея ямщицкого подворья. Результатами этой летней школы сталаподготовка проектов и их защита на школьном этапе научно-практической конференции «Шаг в будущее». Было подготовлено семь проектов: «Сэргэ-Победы» Заморщиковой Галины, «Куллаты» Кардашевской Леанны, «Христофоров И.И. – народный мастер» Тимофеева Александра, «Краеведческий музей имени Г.В. Ксенофонтова» Игнатьева Мичила, «Уникальные экспонаты музея» Егорова Данила, «По следам государевых ямщиков» Острельдина Владислава и обобщающий проект Якутова Даниила «Дневник летней школы». Для большинства ребят такой вид деятельности стал первым серьезным испытанием приобщения к исследовательской работе.

Проанализировав деятельность летнего лагеря, мы решили продолжить данную работу в этом направлении и составили программу летней школы2025 года по теме «Свято-Троицкая церковь как духовное наследие Октемского наслега» в сотрудничестве с Якутским городским отделением ВООПИК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры).

Таким образом, приобщение обучающихся к изучению истории родного края является источником обогащения знаний и умений в области исследовательской деятельности, расширяет кругозор, вызывает познавательный интерес к истории, что и отвечает требованиям патриотического воспитания подрастающего поколения.

Ольга Васильева, учитель истории Октемского НОЦ.