О внутренней «кухне» патрульно-постовой службы — в интервью с сотрудником хангаласской полиции
Сергей САВВИН, успешно пройдя тесты у психолога, сдав нормы физической подготовки, служит полицейским-водителем ОМВД России по Хангаласскому району четыре года. За эти годы он не разочаровался в работе и полюбил ее, осознав, что это дело его жизни.
— Сергей, когда и почему Вы решили пойти в полицию?
— Меня всегда привлекала именно мужская работа, где требуются быстрое принятие решений, уверенность и умение защищать тех, кто слабее. После службы в армии каких-то долгих размышлений: куда пойти работать не было. Тем более что и мои брат, сестра, тетя служат в полиции.
Служба ППС: взгляд изнутри
— Патрульно-постовая служба предполагает всё дежурство быть на посту? А перерывы на обед?
— Заступил на дежурство, и в течение всего дня мы должны патрулировать улицы. Мороз, дождь, палящее солнце — мы обязаны патрулировать.
Перерыв на обед? Его нет. Мы не имеем права оставлять вверенные участки. За этим следят через нагрудные камеры «Дозор». Они включены постоянно и отключать их нельзя. Пешие патрули могут зайти в подъезд погреться, конечно.
— То есть «Дозор» — чтобы контролировать Вас?
— Скорее, он нам в помощь. Бывают случаи, когда сотрудников ППС обвиняют в превышении власти, даже в неправомерном применении физической силы. Проще — говорят, что сотрудники избили. А у нас всё на камеру фиксируется. Если нет камеры, мы сами подстраховываемся, снимаем на камеру телефона. Конечно, предупреждаем, что ведем съёмку. Это как-то дисциплинирует нарушителей.
— Честно, я редко встречаю патруль на улицах Покровска…
— Возможно, не замечаете, но мы там есть. Особенно на так называемых криминогенных участках.
— Суть вашей работы только в патрулировании?
— Предупреждение, профилактика преступлений и правонарушений. Выезд по вызову на место преступления. Это называется сбор первичного материала.
— Часто вызывают на криминальные происшествия?
— Бывает. И причём практически все они — бытовые. То есть вместе пили, поругались, избили, ножевое ранение нанесли… Много семейных скандалов с причинением телесных повреждений.
Был вызов, когда мы пресекли попытку суицида. Вернее, вытащили из петли человека. Знаете, часто задумываешься: что толкает людей на такие поступки, и куда уходит уважение, любовь в семье, где муж избивает жену, дети – родителей?..
«Палочная» система и нормативы
— В начале 2000-х и ранее в полиции была так называемая «палочная» система — за дежурство, за месяц сотрудник обязан составить столько-то протоколов, раскрыть столько-то преступлений. Она ещё работает?
— Это было, есть и будет, и называется — план. По сути, составленный протокол — это показатель твоей работы. Если нет ни одного протокола или в десятки раз меньше, чем в прошлом году, — плохо работаешь. Но. Никто не требует — сегодня обязан составить энное количество протоколов, то есть задержать столько-то в алкогольном, наркотическом опьянении, столько-то за хулиганство.
— Пьяный на улице — это всегда повод доставить в отдел?
— Не всегда. Особо агрессивных — да. Тем самым мы предотвращаем совершение преступления. Такие люди, как правило, или сами могут совершить, или стать жертвой преступления. Более адекватных мы стараемся доставить по месту жительства. Ведь и они могут стать жертвой преступления.
Для ППС главные статьи это распитие алкогольных напитков, появление в общественном месте в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и хулиганство, неповиновение законным требованиям сотрудника полиции. Вот по ним у нас ежедневный отчет. Я бы добавил — к сожалению.
— В чем сожаление?
— Времена меняются, а люди нет. Повторюсь — как пили, так и пьют, дерутся… В этом сожаление. Причем всё это молодеет.
— Есть нормативное время, за которое вы должны добраться до потерпевшего и на место преступления?
— Дежурная часть, как правило, сообщает о происшествии тем сотрудникам, чей маршрут патрулирования находится ближе всего.
Вообще всё зависит от расстояния и от того, кто ближе находится. Нормативов по времени в принципе нет, как максимум это 10-15 минут. Но если это грабеж, избиение, ножевые — реакция мгновенная. Потому что тут все решает время, раскрыть по горячим следам.
О престиже профессии и спецсредствах
— У сотрудников ППС есть какие-то специальные средства?
— По закону обязательны бронежилет, пистолет, наручники, резиновая палка, газовый баллончик. К счастью, все это мы редко используем в деле. Бронежилет, конечно, обязателен, это наша безопасность.
— Престиж профессии полицейского, он сегодня на каком уровне?
— Мои родственники, те, кто работал еще в милиции, говорят, что люди к ним относились с большим уважением. Сегодня немного иначе. Возможно, и мы сами сыграли в этом не последнюю роль. Есть случаи, когда сотрудники полиции сами превышают власть, нарушают закон.
— Как исправить ситуацию?
— Создать жёсткий отбор для работы в полиции. Да, сегодня не хватает людей, но и даже из тех, кто решился — отбирать лучших.
Никакого «дня сурка»…
— Были мысли уйти, поискать что-то более спокойное и комфортное?
— Я знал, куда иду и какая работа предстоит. Мне нравится помогать людям таким вот образом. Да, сложно, устаешь, но каждый день — он новый. Новые встречи, ситуации, задачи. У меня за четыре года на работе столько произошло, у кого-то такое за всю жизнь не происходит. Я люблю то, чем занимаюсь.
— Успешной вам службы, Сергей!
Мари АРС.
Фото предоставлено героем материала.