Туйаара Махарова: «Будем работать, так как понимаем, что наше предприятие — единственное, которое осуществляет пассажироперевозки по району»

Работа общественного пассажирского транспорта — это тема, которая всегда будет актуальна. Мы поговорили с руководителем ООО «Атлант Авто» Туйарой Махаровой о состоянии автобусного парка, о рентабельности пассажироперевозок и еще о многом другом.

Напомним, что в мае 2022 года администрация МР «Хангаласский улус» объявила на официальном сайте торгов аукцион по передаче в аренду автобусов муниципального унитарного пассажирского автотранспортного предприятия Хангаласского района на конкурсных условиях частным предпринимателям в сфере пассажироперевозок. Победителем торгов стало ООО «Атлант Авто».

— Туйаара Дмитриевна, в каком состоянии было предприятие на момент, когда вы пришли, и в каком оно сегодня?

— Хотелось бы в первую очередь подчеркнуть, что мы не являемся правопреемниками МУ (не МУП) ПАТП. Мы новое предприятие, имеющее лицензию на перевозку пассажиров, которое на конкурсной основе взяли в аренду 4 автобуса ПАЗ и начали свою работу. Автобусы не проходили техосмотр 1-2 года, часть из них не была на ходу, в них отсутствовали тахографы. Также были проблемы с документальным оформлением технических средств в связи с непрохождением техосмотра, которые мы устранили.
В текущем году мы приобрели 2 внедорожных автобуса ПАЗ для осуществления перевозок в труднодоступные населенные пункты.

— Какова структура предприятия?

— Мы осуществляем межпоселковые регулярные автобусные перевозки по регулируемым тарифам. Регулирование тарифов осуществляет муниципальное образование.

— Какие маршруты обслуживаете, от каких отказались и почему?

— Предприятие обслуживает маршруты: 110 — Мохсоголлох-Покровск-Булгунняхтах, 113 — Мохсоголлох-Покровск-Ой, 114 — Мохсоголлох-Покровск-Бестях, 209 —  Мохсоголлох-Покровск-Исит.  Маршрут 110 мы взяли на обслуживание в августе 2022 года, в октябре 2022 года – 113, 114 и 209 в феврале 2023 года.
За год мы перевезли 120 тыс. человек.
До апреля 2023 года мы работали в рамках соглашения об обслуживании маршрута, а сейчас обслуживаем маршруты по итогам открытых конкурсных процедур, в которых могли принять участие любые перевозчики. Но мы были единственным заявившимся предприятием.
В октябре 2023 года администрация МР «Хангаласский улус» предложила нам взять на обслуживание дополнительно 111 маршрут —  Мохсоголлох-Покровск-Техтюр. Ранее данный маршрут обслуживал другой перевозчик, который в последующем отказался от него в связи с нерентабельностью. Совместно с главами наслегов мы провели работу по согласованию как самого этого маршрута, так и расписания. Дополнительно предприятие провело опрос населения, в котором участвовало 900 жителей заинтересованных наслегов. Сейчас маршрут проходит финальное документальное оформление (проводится конкурс на право обслуживания маршрута по регулируемым тарифам), в котором могут принять участие любые заинтересованные перевозчики.
Ранее МУ ПАТП обслуживало маршрут 201 Якутск-Покровск-Мохсоголлох. Но данный маршрут решением, принятым правительством РС(Я), на основании конкурсного отбора был передан на обслуживание МУП ЯПАК.

— Сколько ежедневно выходит автобусов в рейс? Они закрывают потребности хангаласцев?

— Наши работники начинают свой рабочий день в 05:30 в п. Мохсоголлох: проводится подготовка транспорта к выпуску, медицинский осмотр водителей, выдаются путевые листы, заполняются необходимые предрейсовые документы. Первый маршрут выезжает с базы в 05:55. Большинство работников постоянно проживает в городе Покровске.
Ежедневно курсирует 3 маршрута: 110, 113, 114.
209 маршрут курсирует только в зимнее время, когда открыт автозимник — он выезжает в южные наслега два раза в неделю.  Водитель ночует в с. Исит и возвращается на следующий день.
Мы проводим тесную работу с главами наслегов по волнующим население вопросам пассажирских перевозок. Поэтому я призываю население выходить на своих глав с предложениями.

— В чем основная проблема частного предприятия и как ее решить?

— Устарел автобусный парк. Очень много требований со стороны законодательства для обеспечения безопасности дорожного движения, которое требует финансовых затрат со стороны перевозчика. Что с одной стороны хорошо, но очень сильно увеличивает себестоимость перевозок. Необходимо дорогостоящее оборудование, которое надо обслуживать и периодически заменять. К слову, один тахограф стоит 60 тыс. рублей. Также у нас есть расходы по обслуживанию, аренде терминалов по оплате проезда, комиссии за оплату банковской картой проезда от населения в размере 3% и 1 рубля с каждой поездки, в том числе при перевозках льготных категорий граждан.
Очень много «бюрократических» процедур необходимо проводить для функционирования предприятия. Это выполнимо, но требует дополнительных трудовых затрат. Мы максимально снизили количество персонала предприятия по сравнению с количеством персонала в МУ ПАТП, но текущий год показал, что в точечных областях деятельности персонала должно быть больше.
В отрасли наблюдается нехватка квалифицированных кадров. В нашем предприятии в основном водителями работают граждане пенсионного и предпенсионного возраста. Но даже с текущим водительским составом нам постоянно требуются водители категории «Д». В настоящее время они очень востребованы, и для привлечения новых кадров нам необходимо увеличивать уровень заработной платы. Я считаю, что необходимо повышать престиж профессии водителей общественного транспорта, ценить их нелегкий труд, которые с раннего утра уже находятся на своих рабочих местах, несмотря на погодные условия, выходные и праздничные дни. В связи с чем мы внесли предложение в администрацию района организовать рабочую комиссию по данному вопросу и совместно разработать план мероприятий по привлечению новых молодых кадров. Мы предлагаем создать муниципальную программу по поддержке молодых водителей общественного транспорта.
Очень остро стоит вопрос состояния автодорог на пути следования маршрутов, например на отрезке Мохсоголлох-Булгунняхтах по трассе. Из-за этого у нас увеличивается расход на ГСМ, на запасные части и часто случаются поломки. В период гололеда, снегопада для обеспечения безопасности перевозок мы вынуждены снимать утренние рейсы, т.к. обслуживающие организации не успевают подготовить дороги к выезду автобусов.
Хочу выразить благодарность администрации района, депутатам районного совета, главам наслегов за оперативное решение возникающих вопросов. Первый заместитель главы МР Гаврил Алексеев взял на личный контроль вопрос перевозок в районе, по его инициативе отныне ежемесячно проводятся совещания при участии заместителя главы по экономике Раиды Родионовой, на которых обсуждаются наиболее острые вопросы и принимаются стратегические решения. По текущим вопросам ежедневно и еженедельно отрабатываем вопросы с управлениями инфраструктуры и экономики района. Только в тесной взаимосвязи мы можем обеспечить комфортные условия пассажироперевозок для населения.

— Туйаара Дмитриевна, предприятие, несмотря на сложности, выходит на уровень стабильной рентабельности?

— В настоящее время не идет речи о какой-либо прибыли или рентабельности предприятия. Доходы, получаемые от населения, иной день даже не покрывают расходы на бензин и заработную плату водителя.
У предприятия 3 источника финансирования пассажирских перевозок: оплата проезда в общественном транспорте населением, возмещение фактически выпадающих доходов, связанных с предоставлением льготным категориям граждан права бесплатного проезда,  от ГКУ РС(Я) «Хангаласское УСЗНИТ», субсидия на возмещение выпадающих доходов перевозчикам, выполняющим перевозки пассажиров по регулируемым тарифам  администрацией района.
Мы получаем субсидию от администрации района в связи с регулированием тарифа, т.е. мы перевозим население по тарифам ниже, чем даже себестоимость перевозки.  Заключили соглашение на возмещение выпадающих доходов с МР и на текущий момент получили субсидию в размере 2,9 млн. рублей, которая покрыла около 30% наших убытков в текущем году.

Отмечу, что мы максимально экономим, оптимизировали все свои расходы, при этом стараемся быть максимально прозрачными. За неполных 1,5 года существования предприятия мы уплатили в бюджеты разных уровней налогов и взносов в размере 2,5 млн рублей.  Создаем новые рабочие места, трудоустраиваем уязвимые категории граждан, в связи с этим в текущем году получили статус социального предприятия.
Мы хотим осуществлять услуги по перевозке регулярно, качественно и безопасно. Будем работать, так как понимаем, что наше предприятие — единственное, которое осуществляет пассажироперевозки по району.

— Спасибо за ответы.

P. S. Что касается решения проблемы, озвученной на страницах нашей газеты жителями села Бестях по изменению расписания маршрута 114, вопрос решается на уровне МР «Хангаласский улус».

Мари Арс.