Надежда Лебедева: Эффективное использование земли – важный фактор социально-экономического развития района

Можно выделить три основных направления работы Комитета по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) МР «Хангаласский улус»: исполнение районного бюджета в части поступления неналоговых доходов за счет аренды и приватизации муниципального имущества, работа по выявлению и оформлению  прав муниципальной собственности на бесхозяйные объекты и не менее значимое направление —  обеспечение учета имущества района и контроля за его эффективным использованием, управлением и распоряжением.

Об этих направлениях мы поговорили с руководителем МКУ КУМИ МР «Хангаласскийулус» Надеждой ЛЕБЕДЕВОЙ.

— Надежда Степановна, что входит в состав имущества муниципального района?

— Движимое и недвижимое имущество, земельные участки, принадлежащие муниципальному району на праве собственности.

В категорию «движимое имущество» входят машины и оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь, библиотечный фонд, а также транспортные средства, переданные в оперативное управление муниципального учреждения.

В категорию «недвижимого имущества» входят жилой (не приватизированные квартиры, предоставленные для детей-сирот) и нежилой фонд (здания, сооружения образовательных учреждений и учреждений культуры, а также имущества муниципальной казны).

В категорию «земельные участки» входят земельные участки под автомобильными дорогами муниципального района «Хангаласский улус», а также под объектами учреждений культуры, образования, административными зданиями, гаражами, а также земельные участки, переданные в аренду физическим и юридическим лицам по различным категориям.

«Имущество казны» включает: специализированный жилищный фонд для детей-сирот, котельные и их оборудование, переданные по концессионным соглашениям и договорам аренды, автомобильные дороги, производственная база (бывшая база ПАТП) и другое движимое имущество.

Также администрация МР «Хангаласский улус» является учредителем двух унитарных предприятий – пассажирского автотранспортного предприятия и строительного управления. Согласно Федеральному закону от 27 декабря 2019 г. № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» в настоящее время проводится процедура ликвидации данных унитарных предприятий.

— Что выгоднее для районного бюджета – сдавать это имущество в аренду или продавать? И какова динамика собираемости арендных платежей?

— Системное сокращение физического объема муниципальной собственности и переход ее в частную собственность может привести к снижению поступления доходов от сдачи в аренду и приватизации муниципального имущества. Поэтому продажа имущества не может являться постоянным источником дохода для местного бюджета.

И в этом контексте возрастает значимость доходов от использования земельных ресурсов. Повышение экономической эффективности использования земли как объекта недвижимости является важным элементом. Муниципальная целевая программа «Развитие градостроительной деятельности и управление земельными и имущественными ресурсами на 2020-2024 годы» позволяет планировать использование земельных участков, оформлять права собственности на землю, заключить договоры аренды и купли-продажи земельных участков, а также осуществлять контроль за использованием земли.

Сдача земельных участков, имущества в аренду позволяет ежегодно пополнять доходную часть района, однако следует учитывать, что арендаторы имеют право на выкуп земельного участка в соответствии с условиями земельного законодательства. Выкуп является правом арендатора, но не является обязательным. В случае отказа от выкупа арендное право может сохраняться при условии, что договор аренды не будет расторгнут.

Правила выкупа земельных участков определяются действующим законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) и их соблюдение обеспечивает законные права арендаторов и интересы муниципалитета.

Что касается доходной части от управления муниципальным имуществом, то идет снижение поступлений от доходов по арендной плате и повышение доходной части по договорам купли-продажи земельных участков.

— Кто контролирует сделки с муниципальным имуществом?

— В соответствии с антикоррупционной политикой на уровне государства процедура использования муниципального имущества четко регламентирована федеральным законодательством. Все сделки с муниципальным имуществом проводятся открыто, информация публикуется в средствах массовой информации и на официальных сайтах.

Земельные участки с низкой кадастровой стоимостью предоставляются в аренду через проведение торгов после определения их рыночной стоимости. Это способствует увеличению доходов бюджета района. Выкуп земельных участков физическими и юридическими лицами производится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Полученные средства от продажи земельных участков и имущества поступают в доход района, налоги (земельный, на имущество) — в бюджеты поселений.

При этом важно отметить, что в ГП «Город Покровск» и МО «п. Мохсоголлох» осуществляется самостоятельное управление муниципальным имуществом. При реализации на неразграниченных земельных участках на территории данных муниципальных образований в доходную часть района поступает 50% от выкупа.

— Надежда Степановна, сколько в районе объектов недвижимого имущества, например коммуникаций, земельных участков, сельхозугодий, право собственности на которые не определено — то есть бесхозяйных? Какая работа ведется в этом направлении?

— КУМИ ведется планомерная работа по выявлению, учету, оформлению к передаче бесхозных объектов в эксплуатирующие организации (недвижимое имущество) и движимое имущество в государственную собственность Республики Саха (Якутия).

В 2023 году выделены бюджетные ассигнования из бюджета муниципального района в бюджеты муниципальных образований из средств, предусмотренных в МЦП «Развитие градостроительной деятельности и управления земельными и имущественными ресурсами на 2020-2024 годы» на выполнение кадастровых работ по оформлению технических планов на 47 бесхозяйных линейных объектов в размере 564 тыс. рублей.

Бесхозяйное имущество определяется как вещь, у которой отсутствует известный собственник либо собственник, отказавшийся от права собственности. Такое имущество может быть как движимым (переходящим в муниципальную или государственную собственность по решению суда), так и недвижимым (требующим обязательной государственной кадастровой регистрации с одновременной постановкой на учет как бесхозяйное имущество, право собственности на которое признается решением суда эксплуатирующей организации).

По состоянию на 1 января 2024 года общее количество бесхозяйных объектов в Хангаласском районе составило 436 единиц, в этой цифре объекты жилищного фонда, трансформаторные подстанции, тепловые, электрические и канализационные сети. Самое большое количество бесхозяйных объектов составляют газовые сети — 138 единиц.

Отмечу, что за 2023 год оформлено 38 объектов бесхозяйного имущества на территории района, из них тепловые сети — 33 объекта и 5 объектов электрического хозяйства, поставлено на учет в Росреестр 157 объектов бесхозяйного имущества, зарегистрировано право муниципальной собственности на 4 объекта.

Мари Арс.